Веселая и любящая мама солдата Ивана Бровкина, дворничиха в «Аттестате зрелости», чудесная бабушка в классике пионерских фильмов, Баба-Яга, что мы встречали «Там, на неведомых дорожках»… Татьяна Пельтцер профильного образования актрисы не получила, ей дар достался в наследство от отца. Этнического немца Иоганна, родившегося и выросшего в России, ставшего знаменитым актером немого кино.
В 12 лет Татьяна играла в спектаклях, в 16 – актриса Передвижного театра Политуправления, а потом театра имени Моссовета. Ее работоспособность и талант заменяли театральное образование.
Замуж Татьяна Пельтцер вышла за немецкого философа Ганса Тейблера, он приехал в школу Коминтерна в Москву, где и познакомился с девушкой. В Германии Татьяна не прижилась: устроилась машинисткой в торговое представительство Советского Союза, потом знакомый мужа, узнав, что она актриса, предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе русского драматурга Глебова.
Через 4 года Татьяна развелась и вернулась в Россию, вернув девичью фамилию, хотя дружбу с Гансом сохранила на всю жизнь, даже в 70 лет бурно выражали они ревность по поводу записки полувековой давности.
Младший брат актрисы был главным конструктором завода имени Лихачева, испытателем первых гоночных машин. Сестра какое-то время работала у него машинисткой, но потом фортуна отвернулась: в 1936 году у Александра было два года тюрьмы за контрреволюционную деятельностью. После войны Александр стал конструктором Главмотовелопрома, на его машинах было установлено 30 скоростных рекордов, в том числе 16 международного уровня.
В 49 лет Татьяна стала знаменитой, сыграв комическую старушку Лукерью Похлебкину в спектакле «Свадьба с приданым», потом спектакль стал музыкальным фильмом. Комедийный и драматический талант Татьяны Пельтцер покорили сердце зрителей. Она не стала актрисой первого плана, но ее роли бабулек, тетушек, соседок главных героев, учительниц запоминались искренностью и тонким юмором, выразительной мимикой и зажигательными, даже взрывными характерами.
За матушку «Солдата Ивана Бровкина» и роль в фильме «Максим Перепелица» Татьяна получила звание Заслуженной артистки.
Лучшей подругой Пельтцер и вечной соперницей на сцене стала Фаина Раневская. Обе были прямыми, острыми на язык, вошли в историю в амплуа «комических старух». Но Пельтцер с вызовом подчеркивала, что играет «счастливых старух», в отличие от Раневской.
Из-за острословия Пельтцер соперница страдали не на шутку. Но дружила она самозабвенно, при этом рубила с плеча, за что и любил ее народ.
Встреча с Марком Захаровым – новый виток в ее артистической карьере. Поначалу актриса ерничала, что Марк ничего не умеет, а лезет в режиссуру, писал бы лучше рассказики. Но топот именно Захаров дал истинную огранку ее дару:от спектакля «Доходное место» до «Поминальной молитвы».
Выйдя из сценического образа старушки, Татьяна нарядно одевалась, кутила в ресторанах, разбивала сердца мужчин, играла в картишки. Во время гастролей в ее номере, как правило, было накурено, собирался коньячно-игорный клуб. На съемках «Формулы любви» у нее тусовались не только актеры, но и осветители. Проигрывать не любила, долгие месяцы припоминала, как Александр Абдулов выиграл у нее 9 копеек.
Театр Сатиры покинула со скандалом: рассорилась с режиссером Валентином Плучеком, 73-летняя актриса села в такси и укатила в Ленком, куда ее тут же приняли.
В Ленкоме сияла 15 лет! Стала истинным символом театра.
Наверное, Татьяна имела право сказать:
"Розовые очки невозможно снять по собственному желанию. Они спадают сами. Влепит жизнь тебе хороший подзатыльник – и вот уже очки рассыпались по полу осколками".
И в 80 лет Татьяна Пельтцер была неутомима: не ходила, а бегала, занималась гимнастикой, пила крепкий кофе. Для нее Марк Захаров и Григорий Горин написала роль Берты в «Поминальной молитве», а Александр Абдулов бережно выводил Татьяну на сцену как любящий и заботливый сын.
Актриса считала, что «в любом человеке есть хорошинка, хотя бы одна, но есть».
Какую «хорошинку» Татьяны Пельтцер вы считаете главной?
Напишите об этом в комментариях на канале «Фильмокнижие»