Споры по этому поводу, наверное, не угаснут никогда.
Ефрейтор - воинское звание солдат, которое следует сразу за рядовым. Отличительная черта - одна лычка на погоне. Если в какой-либо ситуации солдаты остаются без офицера, прапорщика и сержанта, то по уставу командование этой группой переходит к ефрейтору. Он по сути является заместителем командира отделения и временно может исполнять его обязанности.
Помимо России, ефрейторов также можно встретить в армиях Германии, Китая, Турции, Грузии, Саудовской Аравии и других стран. В казачьих чинах ефрейтор - это "приказный", на флоте - "старший матрос". Во Франции аналогом является звание "рядовой 1 класса", в Великобритании - "младший капрал", в Индии - "ланс-наик", а кубинцы называют таких солдат "кабо".
В Вооруженных силах СССР и России одна лычка на погон полагалась за добросовестное отношение к обязанностям, опрятность и отличные показатели при сроке службы более полугода. Кроме этого, ефрейтором мог стать солдат на должности с приставкой "старший": старший стрелок, старший химик, старший разведчик. По крайней мере так гласила армейская документация.
На деле же нередко бывают случаи, когда звания ефрейторов раздают без учёта послужного списка солдата. Каптерам, писарям и обычным солдафонам, которые ничем не отличаются от других. Тут критерии отбора известны только самим офицерам.
Многие солдаты очень стремятся стать промежуточным звеном между рядовым и сержантом. К примеру, у нас в учебке некоторые готовы были на всё, ради лычки. А когда получали по одной на плечо, то ежедневно протирали их и ходили, как павлины.
В полку, напротив, парни предпочитали чистые погоны. Если, конечно, не шла речь о присвоении младшего сержанта. Многие из тех, кому давали ефрейтора, не спешили цеплять лычки. Упирались до последнего.
Это было связано с дурной славой мелкого армейского звания. Существует даже поговорка, которую явно не пропустит цензура. Власть у солдата вроде как бы и есть, а вроде и нет. Он не сержант, поэтому другие солдаты не горят желанием ему подчиняться.
Ещё есть мнение, что звание ефрейтора не полюбили в советской армии после Великой Отечественной, потому что Гитлер в Первой мировой как раз был ефрейтором.
Непосредственно в мой период службы (07-09) звание ефрейтора не считалось уважаемым, но не то, чтобы явно. Сейчас я иногда общаюсь с недавно отслужившими людьми, и многие среди них ейфрейторы. Почти все сержантские должности стали постепенно закрывать контрактниками. Срочников командирами отделений теперь делают довольно редко, поэтому одна лычка на погоне становится своеобразным максимумом современной срочной службы.
Если хотите узнать мое мнение, то я считаю, что дурная слава вокруг этого звания необоснованная.