В последние десятилетия складывающаяся российская социокультурная действительность актуализирует проблемы, связанные с изменениями в социально-демографическом составе населения. Несмотря на данные официальной статистики, рождаемость остается крайне низкой, увеличивается смертность в трудоспособных возрастах. Казавшаяся незыблемой, такая ячейка общества, как семья, все более теряет свою значимость.
Семья ежедневно сталкивается с множеством проблем: экономических, жилищных, медицинских, психологических, образовательных, сложности в трудоустройстве, которые порождают напряжение, стрессы, приводящие к отрицательному воздействию на развитие семьи. При этом заметим, что до недавнего времени, пособия на ребенка не являлись реальной помощью со стороны государства.
Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на мой взгляд основной проблемой социальной политики в России.
Тенденции, происходящие в семейно-брачной сфере, свидетельствовали и свидетельствуют о необходимости укрепления позиций семьи в обществе, что невозможно сделать без вмешательства и конкретной помощи со стороны государства. Таким образом, оценив демографическую ситуацию в стране, положение семей, Президент и Правительство РФ пришли к выводу, что необходимы новые формы поддержки семьи, одним из таких методов стала программа материнский (семейный) капитал.
Впервые идея введения материнского капитала была озвучена в Послании Федеральному Собранию РФ Президентом РФ 10 мая 2006 года, где отмечена важность помощи со стороны государства женщине, родившей второе дитя, на долгий срок ушедшей из трудовой деятельности, теряющей квалификацию. Соответственно появился Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Материнский капитал рассматривается как составляющая демографической политики государства (как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства). Это значение является первостепенным, поскольку демографическая ситуация в РФ во все времена являлась одной из важнейших социально- экономических проблем. Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом.
На сегодняшний день эффективность программы материнского капитала и необходимость ее продолжения вызывают дискуссии, как в политической сфере, так и среди ученых и до сих пор однозначной позиции нет.
Не менее важным здесь является социализация, которую обеспечивает семья новому члену общества (приобщение к науке, культуре, обучение морально-этическим ценностям и т.д.). Все вышеперечисленное оказывает прямое влияние на демографическую ситуацию в стране. Стоит заметить, что на сегодняшний день существует тенденция кризисных изменений состояния института семьи. Это проявляется в делении семей по уровню дохода на определенные слои, в увеличении числа разводов, в изменении взглядов на супружеские отношения и отношения между старшим и младшим поколениями.
Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семей, является необходимым направлением в данной области, особенно в случае с молодыми семьями. Это связано с важностью привития традиционных ценностей института семьи молодым людям, что невозможно без определенного «стартового капитала». Создание такого инструмента, как материнский капитал, обусловило стремление государства создать новую форму социальной помощи, которая в долгосрочной перспективе должна привести к достижению глобальной цели – стимулированию рождаемости.
Отмечу, что данная система нуждается в постоянном мониторинге, а также в непрерывной модернизации, что и подтверждается в идеях, высказанных в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию в январе 2020 года, в котором он перечислил меры, необходимые для преодоления демографического кризиса и акцентировал внимание на необходимости продления и обновления программы. В частности, предлагается продлить программу до 2026 года, при этом проводить ежегодную индексацию выплат. Предложено также выплачивать материнский капитал за первого ребенка и последующих детей и при рождении второго ребенка еще 150 000 рублей.
В настоящее время лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
– улучшение жилищных условий;
– образование ребенка;
– формирование накопительной пенсии для женщины;
– приобретение товаров и услуг для социализации и адаптации детей-инвалидов;
– получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Проблемы реализации права на материнский капитал неоднократно обсуждались, и обсуждаются, по сей, день учеными, юристами, экономистами, практическими работниками. Споры идут о расширении области использования сертификата, поскольку, согласно данным Пенсионного Фонда России на 2019 год из девяти миллионов семей, получивших сертификаты, использовали их в полном объеме только пять миллионов. При этом большая часть, 89%, была направлена на улучшение жилищных условий, на образование ушло 10%». И всего лишь 1% - на другие направления. По состоянию на 2019 год достаточно большое количество семей – порядка 20% от общего количества выданных сертификатов, вообще не воспользовались им. И это, не смотря на то, что с момента вступления в силу Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», то есть с 2007 года, направления использования материнского капитала дополнялись, изменялись и, в настоящее время значительно расширены, по сравнению с первоначальной редакцией закона. Можно предположить, что это семьи со средним достатком или выше, то есть эти семьи не нуждаются в улучшении жилищных условий и соответственно, использовать свое право у них практически нет возможности. Полагаю, было бы целесообразно, расширить целевое направление использования материнского капитала (например, широко обсуждалась тема приобретения автомобиля), что позволило бы значительно большему количеству семей воспользоваться этими средствами.
Что касается механизма предоставления материнского капитала, то родители (усыновители) при соблюдении всех существующих условий и сборе всех необходимых документов обращаются в территориальный орган Пенсионного фонда России (непосредственно либо через многофункциональные центры) за получением государственного сертификата на материнский капитал. В течение месяца этим органом принимается решение о выдаче данного документа. Однако данный срок может растягиваться в случае несвоевременного предоставления требуемых Пенсионным фондом РФ документов.
Право на получение материнского (семейного) капитала возникает у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.
Сегодня нередки случаи, когда отец в одиночку воспитывает детей. В связи с этим, отцы так же имеют право получать выплаты по материнскому (семейному) капиталу. Так, например, может получить материнский капитал мужчина, гражданин РФ – усыновитель (единственный) второго и следующих детей, причем, материнский капитал не должен был получаться до этого. Гражданство может не учитываться, если право на материнский капитал перешло от женщины, не способной к его реализации: смерть, отмена родительских прав.
В таком случае право на получение материнского капитала у женщины возникает вследствие усыновления первого ребенка. При отмене данного усыновления мать теряет право на выплату по материнскому (семейному) капиталу на последующих детей. Однако если отец второго ребенка одновременно и усыновитель первого, то при сохранении усыновления право на получение денежных выплат переходит к отцу. Однако на получение денежных выплат материнского (семейного) капитала не может претендовать отчим и мужчина, мать, чьих детей не является гражданкой России.
Помимо этого, согласно ст. 39 Семейного Кодекса РФ, а также ст. 254 Гражданского Кодекса РФ, разделу между супругами, решившими развестись, подлежат денежные выплаты в совокупности с движимым и недвижимым совместным имуществом.
Однако, не учитываются в этом случае дотации, пособия, то есть государственные целевые денежные выплаты. Так как материнский капитал определяется как раз как государственная целевая выплата, то разделу как совместно нажитое имущество не подлежит. Но при разводе данную государственную целевую выплату получит тот, на чье имя был в свое время материнский капитал выдан.
Бесспорно, в подавляющем большинстве случаев, это мать, однако при указании получателем отца, при разводе именно он получит материнский капитал.
Таким образом, практика показывает, что в настоящее время получателями материнского капитала могут быть как мужчины отцы, так и женщины матери. Неурегулированных проблем в данном вопросе остается достаточно много. Например, правовое поле не позволяет пока решить ситуацию, когда денежные средства были выданы матери, но по решению суда дети остались проживать с отцом. Оптимальным решением в подобном случае, могло бы стать законодательное закрепление права на использование материнского капитала именно тем родителем, с кем непосредственно остаются жить дети.
Интересным является тот факт, что по достижении ребенком совершеннолетия (дееспособности в полном объеме) родители (усыновители), при наличии у них государственного сертификата на материнский капитал, обязаны передать документ ребенку.
В заключение хочется отметить, что материнский капитал как инструмент государственной поддержки российских семей является довольно сложной системой. В целом по данным проведенного анализа можно сказать, что для решения демографических проблем в государстве рассматриваемая мера была и остается одной из самых эффективных. Тем не менее, существуют проблемы и риски ее полноценного функционирования. Первые «зачатки» такого процесса уже наблюдаются (снижение рождаемости, причины которого не учитываются при принятии решения об индексации выплат материнского капитала). Данная система, как уже отмечалось выше, нуждается в постоянном мониторинге так называемой «обратной связи» своего воздействия, а также в непрерывной модернизации, что обусловлено нестабильными социально-экономическими условиями развития Российской Федерации.
Дорогие друзья! Надеюсь Вам понравилась и была полезна данная статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. А также пишите в комментариях - ваши вопросы и предложения.