Найти тему
Простые вопросы

Три обычных урока советской школы, за которые сейчас учителя могут посадить

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Да, преподавателя могут посадить, и не на стул, а за решетку, потому что «дело-то нешуточное: речь идет о здоровье детей», как говорят сегодня сотрудники профильных надзорных ведомств, которые оберегают детей … от всего.

Поинтересовался у супруги (она у меня учитель), как нынче проходят уроки труда и сразу понял причину недовольства зрелого поколения положением дел в этой самой школе. Оказывается, как таковых «трудов» теперь нет, есть «Технология». То есть детям «на пальцах» объясняют, как нужно делать стул. Ученики все это конспектируют.

Короче, выпускники современной школы что-то сделать руками не смогут, зато знают по картинкам, как выглядят топор и рубанок. Работать этими инструментами – боже упаси! Ведь дети порезаться могут, а учителю отвечать…

Раньше преподаватели отвечали за умения знания, сейчас - за «неприкосновенность» воспитанников.

Нет, они работают руками: делают выкройки женского платья! И девочки, и пацаны! Если бы я в свое время, лет в 13, сделал бы такое, со мной бы перестали общаться и одноклассники, и родители…

Слишком велик контраст с тем, что было и тем, что стало. Вспомнились несколько школьных уроков, которые сейчас представить невозможно. Перечисляю их в порядке роста срока давности, как вспоминал.

Первый урок. Айда на крышу!

В советской школе не было мероприятий незапланированных. Если дети мели улицу, значит, это либо субботник (не важно, что в четверг), либо урок труда или внеклассное мероприятие. В любом случае – урок. Самые любимые были занятия! Это то же самое, что перемена, только с лопатами, которые нисколько не мешали нам общаться, устраивать игры… Учитель находился рядом, но он нам был не нужен: понятно же, что листья (снег или мусор) надо сгрести в кучу, а затем эту кучу отнести «во-он туда, к мусорке».

Мы мыли свои классы согласно графику дежурств, а перед летними каникулами отмывали школьные стены, которые сами же испачкали. Все логично!

Как-то зимой наши три девятых класса одновременно чистили территорию от снега. Нашей группе досталась крыша, она была плоская и сибирский снег не успевал таять, образовывая нехорошие сугробы. Мы сбрасывали тяжелые глыбы вниз, на специально отведенное место. Внизу наши коллеги из параллельных классов убирали весь снег, оставляя тротуары свободными. Тогда мы очистили всю территорию за неполные два часа. С нами даже учителя рядом не было!

Наш класс на крыше после уборки. Крайний слева даже встал на парапет, -  это будущий начальник ГАИ региона. В центре машет рукой будущий глава регионального ведомства ФСПП, а крайний справа  - главврач подмосковного  санатория. Между ними стоит будущий вертолетчик-ас...
Наш класс на крыше после уборки. Крайний слева даже встал на парапет, - это будущий начальник ГАИ региона. В центре машет рукой будущий глава регионального ведомства ФСПП, а крайний справа - главврач подмосковного санатория. Между ними стоит будущий вертолетчик-ас...

Сейчас скажут, что с трехэтажной школы подростки могли упасть и преподавателя точно бы наказали. Хотя не мог никто упасть! Никак. И не упал. Мы же не дебилы.

Так выглядит наша школа сейчас: крыши  сделали покатыми, чтобы их не чистить. Но улицу перед школой очищают дворники.
Так выглядит наша школа сейчас: крыши сделали покатыми, чтобы их не чистить. Но улицу перед школой очищают дворники.
Не хочу брюзжать, но современная педагогика принимает учеников за умственно отсталых, если им даже метлу доверить нельзя. Или это последствия от Гарри Поттера, который летал на инструменте дворника?

Урок второй. Огневой балдёж

Седьмой класс, мне 14 лет. Урок НВП (Начальная военная подготовка) проходит на стрельбище внутренних войск. Подросткам раздали карабины СКС и по десять боевых патронов. Стреляли из положения лежа. Сначала учились изготавливаться к бою.

«Ну что ты упал сразу на живот?! Сначала – на руку…»

Да, мы замарались, ложась на глину, но мы делали это с удовольствием! Современный преподаватель, проведи он такой урок, принял бы гораздо больше грязи, и это в лучшем случае. Можете сейчас представить 14-летнего школьника с боевым карабином (если он не маньяк)?

На уроках НВП мы учились разбирать и собирать автомат, а парочка моих одноклассников как-то сделали это на время и с закрытыми глазами. Так что с карабином быстро разобрались. А одежду я сам потом оттирал, слуг не было…

Когда эти умения стали ненужными?

Урок третий. Битье баклуш

Мне 11 лет, 4 класс. Урок труда начинается с "колки дров". Топором надо было расщепить полено, чтобы получить две половинки. «Это и есть те самые баклуши, про которые вы уже слышали» - объясняет учитель. Я беру топор, готовлюсь к удару, но наставник начеку:

«Куда пальцы высунул? Отрубить их хочешь?! Запомните: руки – отдельно, топор – отдельно. Пересекаться они не должны!»

Первая моя ложка получилась кривой, потом был не очень прямой табурет, плохо склёпанный совок из металлического листа... А затем всё стало получаться! После 8 класса работал на строительстве дома. Монтировал дверные и оконные блоки. Да, это было не мое, я многое путал, но путал умеючи.

— Та-а-а-к, я знаю, кто эту форточку сделал!

Мастер, Сан Саныч, уверенно смотрит на меня, хотя нас в помещении пятеро. В качестве доказательства наставник подходит к окну и открывает фрамугу: она распахивается не в сторону, а вверх, как люк у танка! Я извиняюсь, что опять задумался не вовремя…

— Немедленно переделать! И унитаз не должен выглядывать из туалета! Тоже переделать, «думатель», бл…

Мы ходили в походы, и даже хлеб с собой не брали. Находили грибы, ягоды, рыбу ловили. Нас научили разбираться в грибах, но есть сыроежки свежими мы придумали сами!

Сегодня дети на «Технологии» якобы «расширяют кругозор», знакомятся «с современными технологиями обработки материалов», учатся «созидательному труду» (как сказано в методичке). Учатся, но не созидают. Практика полностью оторвана от теории, то есть слепа. А что можно создать сослепу?

У меня «расширился кругозор», когда в 13 лет на Курском вокзале в Москве я отстал от группы. Я знал только то, что мы должны были ехать в Калугу, конечный пункт в школьной путевке: Бородинское поле, планетарий… И вот я, сибиряк из глубинки, один среди толпы спешащих людей. Вспомнил телефон своего столичного дяди, позвонил, выслушал четкую инструкцию, куда мне нужно ехать. Меня не успели даже в розыск объявить! Хотя целый год потом звали «Находкой».

Это только три эпизода. Но насколько они разнятся с настоящим временем! И технический прогресс тут не при чем.

Сейчас учеников защищают от жизни. Кто придумал этот абсурд? Автор ЕГЭ?

Подрастающее поколение все постигает из Интернета, там и живет.

Что с ними будет, если отключат электричество? Все-таки Ленин был пророком: сто лет назад запустил план ГОЭЛРО, позаботился о новом поколении.