Здравствуйте, братья и сестры! Первая книга Библии - Бытие - с одной стороны ясно и понятно говорит о сотворении мира и человека. С другой стороны, первая книга Торы рассказывает и о грехопадении. Казалось бы, всё предельно понятно - Еву соблазнил диавол и она съела запретный плод, который потом ещё дала своему мужу Адаму. Но в самом, на первый взгляд, простом, в действительности, кроются сложнейшие проблемы и вопросы богословия. При этом именно последствиям грехопадения в теологии отводится особое место.
Перед тем, как перейти непосредственно к последствиям грехопадения, стоит определить саму его сущность. Блаженный Августин определяет грехопадение не просто как непослушание Богу, но как совокупность греховных действий и состояний (в примет тут приводится поругание святыни, духовное любодеяние, человекоубийство, татьба и любостяжание).
При этом ключевое значение среди всех таких состояний отводится гордости. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано:
«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха - гордость».
Что же касается непосредственно последствий грехопадения, то «Пространный катихизис» обособляет всех их в одной формулировке - проклятия. Конкретизируя, можно в первую очередь сказать о разрыве связи человека с Богом. После нарушения первой заповеди о не вкушении плодов с дерева познания добра и зла, человек стал не любить, но бояться Господа. О таком устрашении прямо сказано в Ветхом Завете:
«Он сказал: голос твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» ( Быт. 3:10 ).
Помимо этого, среди последствий грехопадения – обретение власти духа над душой, то есть, как пишет протоиерей Олег Давыденков в учебнике по катехизису, душа порабощается телом, человек становится пленником страстей. Апостол Павел в Послании к Галатам пишет:
«Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти, они друг другу противятся» ( Гал. 5:17 ).
Грехопадение приводит женщин к мучительным родам, а людей в целом порабощает физическим хворям и недугам. Апогеем грехопадения можно назвать, собственно, телесную смерть человека. Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов, рассуждая о последствиях грехопадения, приводит учение Максима Исповедника о том, что грехопадение стало причиной трёх характеристик: смертности, тленности и страстности.
Что же касается очень частого вопроса о том, какой же была основная мотивация Адама и Евы согрешить, Алексей Ильич Осипов говорит о желании стать как боги (специфика перевода, речь идёт о едином Боге). Змей, собственно, и делал упор именно на обретение божественной сущности после нарушения заповеди, данной Господом.