За своё длительное существование Россия повидала не мало предателей, но среди них есть один особенный человек, занимавший одну из важнейших должностей в России . Его имя многим знакомо, но мало кто знает причины того предательства.
Князь Андрей Дмитриевич Курбский
Он был первым предателем, кто попытался подвести под свой поступок идеологическое обоснование. Эти обоснования он представил самому Ивану Грозному.
Давайте сначала немного поговорим о его жизни. Князь Андрей Дмитриевич участвовал во всех походах и войнах, меньше ему повезло с политической точки зрения, потому что род к которому он относился в погоне за троном всегда терпел поражения. Но вырваться из этой проблемы ему помог поход на Казань под руководством Ивана Грозного. Во время взятие города Князь проявил себя героическим образом выполнив се поставленные ему задачи. После похода стал правой рукой Ивана Грозного, по инициативе Ивана 4 он и руководил Ливонской войной.
В 1558 году, с началом Ливонской войны, князь принимает участие в важнейших операциях армии. В 1560 году Иван 4 назначает князя командующим войсками в Ливонии, и тот одерживает целый ряд важных побед.
Даже после нескольких поражений воеводы Курбского в 1562 году доверие царя к нему никак не поколеблено, он по-прежнему находится на пике своего могущества.
Однако в столице в это время происходят изменения, которые пугают князя. Сильвестр и Адашев теряют влияние и оказываются в опале, на их сторонников начинаются гонения, переходящие в казни. Курбский, принадлежавший к терпящей поражение придворной партии, зная характер царя, начинает опасаться за свою безопасность.
По мнению историков, эти опасения были беспочвенны. Иван Грозный не отождествлял Курбского с Сильвестром и Адашевым и сохранял доверие к нему. Правда, это совершенно не означает, что царь впоследствии не мог бы пересмотреть своего решения.
Решение о бегстве не было для князя Курбского спонтанным. Позднее польские потомки перебежчика опубликовали его переписку, из которой следовало, что он по меньшей мере в течение нескольких месяцев вёл переговоры с польским королём Сигизмундом II о переходе на его сторону. Соответствующее предложение Курбскому сделал один из воевод польского короля, а князь, заручившись весомыми гарантиями, принял его.
В 1563 году князь Курбский в сопровождении нескольких десятков приближённых, но оставив в России жену и других родственников, пересёк границу. При нём было 30 дукатов, 300 золотых, 500 серебряных талеров и 44 московских рубля. Ценности эти, правда, были отобраны литовской стражей, а сам русский сановник помещён под арест.
Вскоре, однако, недоразумение разрешилось — по личному указанию Сигизмунда II перебежчик был освобождён и доставлен к нему.
Король исполнил все свои обещания — в 1564 году князю были переданы обширные поместья в Литве и на Волыни. Да и впоследствии, когда представители шляхты обращались с жалобами на «русского», Сигизмунд неизменно их отвергал, объясняя, что жалованные князю Курбскому земли переданы по важным государственным соображениям.
Все данные я брал с этого источника.