Найти тему
Найди свой Дзен

«Аудиосоцсеть» Clubhouse: зачем туда бросились Илон Маск, Марк Цукерберг и весь русский Фейсбук?

Оглавление

Год назад в AppStore появилось новое приложение Clubhouse — социальная сеть, где можно общаться только голосом. Тогда она была небольшим стартапом, а сегодня проект оценивают уже в миллиард долларов. О Clubhouse говорят повсюду, от Лос-Анджелеса до Москвы: там Илон Маск зовет подписчиков на вечерний эфир, сооснователь Mail.ru Дмитрий Гришин общается в одном чате с Михаилом Галустяном, а Тигран Худавердян рассказывает о беспилотниках. На 10 февраля новое приложение Clubhouse скачали 7,7 тыс. пользователей из России, в их числе — много знаменитостей и топ-менеджеров крупных брендов.

Что же представляет собой платформа, которая в одночасье стала конкурировать с привычными соцсетями, и что ее ждет в будущем — еще больший рост или забвение, когда схлынет волна хайпа?

Самая необычная соцсеть: никаких сообщений и ленты новостей, только голосовые чаты

Clubhouse — социальная сеть, где нет постов, личных сообщений и комментариев. Сюда приходят, чтобы поговорить. Сделать это можно в «комнате» — аудиочате на несколько человек. Когда заходишь в такой, может показаться, что очутился на встрече в Zoom: организатор начинает что-то говорить, затем к разговору подключаются другие участники, и вот уже все обсуждают последний футбольный матч или колебания курса валют на бирже — в зависимости от тематики чата.

Еще одна функция сервиса — подписка на аккаунты интересных пользователей. Можно подписаться на Илона Маска, зайти в его в чат, задавать вопросы и участвовать в обсуждении будущего SpaceX. Либо провести вечер в компании с продюсером Ташей Саркисяном.

Сергей Кравцов, владелец OMMG Technology, отмечает:

«Clubhouse — свободная территория без навязчивой рекламы и мельтешения неинтересных тебе постов. Тут только разговоры с друзьями, и ничего лишнего. Сейчас соцсеть напоминает русский Facebook 2010-х годов, когда там сидели только предприниматели, журналисты и прочие неплохо образованные люди».

Антон Меркуров (постинтернет-эксперт, арт-дилер и представитель newnode.com) встретил в новой соцсети знакомых, которых давно не видел:

«Сперва там была только англоязычная аудитория, ну и еще бывшие соотечественники из Кремниевой долины. Неделю назад пришли наши — давно знакомые ветераны Рунета. Возможность пообщаться голосом с теми, кого сто лет не видел, дорого стоит. Главный кайф Clubhouse в том, что ты можешь удовлетворить потребность общаться здесь и сейчас. И это восторг!»

Самая пестрая русскоязычная тусовка: журналисты, топ-менеджеры, блогеры и подкастеры

Известные пользователи Рунета уже поняли: «Clubhouse — что-то новенькое, модное, новые возможности, связи… Заходим!» Один из первых селебрити приложения — Игорь Виттель, журналист и обозреватель НТВ, РБК, «Эхо Москвы». В новом формате соцсети он уже делает интервью и прямые эфиры.

«Впервые я прочитал о Clubhouse у Александра Горного, обозревателя стартапов, а вскоре известная пиарщица Нана Куликова зарегистрировалась там и скинула мне инвайт. Я тоже зашел и понял: это проект, у которого большое будущее. И действительно: прошлая неделя показала, что в Clubhouse пришло много журналистов и известных людей, которые раньше уже пробовали делать контент на Ютубе и других площадках ».

Вслед за Игорем подтянулись основатель Liveinternet Герман Клименко, журналист «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр, топ-менеджеры OZON, Mail.ru, Skyeng, Semrush и других крупных брендов.

«Кто такой Герман Клименко?»

Русскоязычная аудитория Clubhouse тестирует возможности сервиса и ищет свою нишу. Будет ли это формат интеллектуальных бесед в духе «Эха Москвы» или веселый балаган, как у блогеров Ютуба, — говорить рано. Пока на платформе процветает юмор без цензуры, и это уже что-то новенькое.

Смешная история вышла с Германом Клименко, основателем Liveinternet, бывшим советником Президента России по интернету и пользователем Clubhouse. Недавно его увидел в соцсети другой блогер — Анатолий Капустин и спонтанно запустил чат «Кто такой Герман Клименко и зачем он нужен». Для чего? Он просто хотел пошутить и обсудить с друзьями прошлое и будущее российского интернета. Шуточный чатик вылился в дискуссию на несколько сотен человек.

«Постепенно в этот чат набивалось все больше людей, и у каждого — свое мнение. В какой-то момент к нам присоединился сам Герман и рассказал, кто он такой и чем занимается, как спасал интернет, когда работал с Путиным. Потом пришел еще и его сын, словом, комната заполнилась интересными людьми. У нас даже появились предприниматели — основатели сети суши-кафе и сервиса по контролю здоровья, которые раздавали участникам беседы промокоды “герман клименко”, дающие право на скидку в их заведениях».
Блогер Анатолий Капустин, автор группы «Кто такой Герман Клименко»

10 февраля Анатолий Капустин создал комнату «Кто такой и зачем нужен Даня Милохин». Сам Даня — звезда TikTok — пришел в прямой эфир и поговорил с участниками чата.

А вечером управляющий директор Яндекса Тигран Худавердян дал настоящее интервью: поговорил о будущем беспилотников, сервисах и бизнес-модели Яндекса и рассказал, как хочет сходить в кинотеатр, но из-за нехватки времени смотрит новинки дома. Тигран обсудил возможности Clubhouse и признался, что сервис отнимает слишком много времени. Его слушали около 1000 человек!

От шуток и мемов — к профессиональным «аудиосообществам»

В соцсети уже появились профессиональные сообщества — лидеры рынка создают собственные чаты, где обсуждают проблемы индустрии. Например, Степан Васадзе из ВКонтакте собрал активный чат для русскоязычной аудитории — там можно обсудить все, что связано с дизайном, в том числе продуктовым. А в комнате «Фэшн из май профешн» Тим Гаптраванов и Павел Осовцов недавно говорили о фейках и репликах в бьюти-сфере и спорили, стоит ли покупателю переплачивать за бренд.

Конечно, в Clubhouse приглашают и звезд — там уже зарегистрировался Михаил Галустян и обсудил с сооснователем Mail.ru Дмитрием Гришиным в одной из комнат возможности платформы.

Clubhouse — мощный конкурент Фейсбука или все же пустышка?

В сети пока гадают о будущем Clubhouse. Сервис действительно привлекает инвесторов, публичных людей и предпринимателей, но встает вопрос монетизации платформы. Какие возможности она предоставит рекламодателям и не потеряет ли свое очарование, когда туда набегут кофейни и салоны красоты?

«В Clubhouse мне нравится высокий уровень дискуссионности. Бизнес, развитие личности, здоровье — люди обсуждают разные темы. Но чтобы развиваться дальше, Клабхаусу, наверное, нужна какая-то надстройка: больше функционала, возможности для монетизации».
Максим Товкайло, сооснователь сервиса проверки фактов Fakecheck.ru

Сейчас в тусовке обсуждают две возможности монетизации. Первая — донаты модераторам комнат, которые будут приглашать крутых экспертов и направлять дискуссию. Вторая — создание закрытых комнат с платным входом.

«Я создаю комнаты для инвесторов, которые занимаются криптовалютой. Как это можно монетизировать в будущем: создаем мероприятие с участием известных бизнесменов, желающие оплачивают приглашение, и я добавляю их в чат. Это может быть чем-то вроде закрытых клубов. Создатели Клабхауса тоже обсуждают варианты монетизации, но предпримут первые шаги в этом направлении не раньше мая».
Лиза Кузнецова, пользователь Clubhouse и модератор комнат

Пока можно сказать одно: у пользователей Clubhouse появились безграничные возможности для нетворкинга. Где еще так запросто познакомишься и поболтаешь с предпринимателями, звездами и людьми из медийной тусовки? Уже это указывает на то, что позиции сервиса прочны, и сдавать их он не собирается.

UPD. Что еще случилось в Clubhouse с момента публикации:

На площадке появилась комната «Молчаливые знакомства для людей с интересным био». Участники сидят в тишине с выключенными микрофонами и читают описания профилей других пользователей, чтобы найти интересных для себя людей.

-4

Илон Маск позвал на прямой эфир Владимира Путина: «Было бы большой честью поговорить с вами» — написал он по-русски в своем Твиттере.

За неделю в соцсеть пришли новые «звезды»: режиссер Кантемир Балагов вместе с подписчиками выбирал лучшего Покемона, Иван Ургант пытался понять: «Доколе?», а Ксения Собчак попала в соцсеть только со второй попытки.

Владимир Соловьев хотел найти в Clubhouse свою тусовку, но пока безуспешно. 15 февраля он запустил эфир на тему: «Почему не взлетела квир-революция в России?». Однако сервис заблокировал аккаунт журналиста после того, как на него организовано подали жалобы участники двух комнат, посвященных биониклам — игрушечным роботам от Лего. В прямом эфире на своем Ютуб-канале телеведущий пригрозил «оторвать голову этим биониклам».