Найти в Дзене
Вдохновенье

Братская Сербия

Икона Божией Матери " Троеручица "- чудотворная икона.
Икона Божией Матери " Троеручица "- чудотворная икона.
Алтарь - святая святых православного храма
Алтарь - святая святых православного храма

-3

Церковь в Шабаце .

Наибольшие достижения в области духовного и культурного творчества в золотом веке сербского средневековья, достигнутые в поэзии Дометиджана, украшениях Раски, фреске Сопохана, каллиграфии Ресавы, были прерваны прибытием турок на Балканы. Сербская армия в 1389 году пала в Косово. Живопись остановилась. Ослабли руки талантливых художников и творцов во всех областях. Остался только неизвестный народный поэт, воспевавший сербской славой и героизмом своей скрипкой в тишине лесов и монастырей.

Он укрепил слабый дух, поднял веру и надежду на освобождение.

В трагические времена рабства возобновляются вечные сербские миграции. Спасаясь от турков, колонны сербских беженцев пересекают реки Саву и Дунай и находят свой новый дом. Они строят поселение на новом месте, а в их центре движутся православные церкви, как важнейшие свидетели и хранители своей духовной и национальной идентичности. Однако под влиянием мощных волн европейской католической культуры у сербов зародился новый стиль в архитектуре и живописи. После Великого переселения народов в 1690 году, художественное творчество сербов было отмечено постепенным исчезновением традиционных форм, основанных на давних византийских традициях. Тем не менее основной тон сербского искусства 18-го века будет преимущественно сосредоточен в европейском Дунайском регионе в Сремских Карловцах, где был основан духовный и культурный центр, который будет доминировать над всем под эгидой Карловаца, Митрополия. Не будут сильно затоплены и северные части Княжества Сербия. Во всех крупных сербских городах старого региона, далеко за Савой, храмы строятся по карловацкой модели.

Церковь в Шабаце с ее иконостасом, является наиболее ярким примером этого влияния, как с точки зрения стиля строительства, так и сточки зрения иконостаса. Епископ Шабацкий Иоаникий поручил роспись иконостаса Шабаца знаменитому художнику Павле Симичу. В конце 1837 года, уже овладев навыками рисования, Симич поступил также в Академию художеств в Вене на факультет живописи. Он оставался в Вене до 1841 года. Его живопись этого периода отличает мягкость цвета, часто даже сладость. Особое внимание он уделяет композиции и четкому гармоничному рисунку. Вначале он решил писать портреты и вскоре получил известность как живописец. При рисовании портретов проявился его дар лепить лица, оставлять отпечаток выраженных эмоций на изображаемых людях. Именно эта способность вызывать возвышенные чувства в портретах, его навыки рисования рекомендовали его как иконописца и церковного художника. Писал иконостасы в поместье Кувеждин, Николаевскую церковь в Нови-Саде, Кафедральный собор в Сомборе. Епископ Шабацкий Михаил нанял его расписать иконостас Сако.Академический художник Стеван Калич, ученик известного мастера Влахо Буковаца, наилучшим образом рассказал о художественных достижениях Павла Симича в росписи иконостаса Шабаца. Лучшие из его праздничных икон: «Сошествие св.Духа, все в стиле Бидермейер, легкий и воздушный; Вознесение Господне, превосходное по композиции, тону и цвету, чудесное Рождество Христово, картина тонкой тональности, необыкновенная, почти прозрачная, в которой Святое Семейство и пастухи излучают какой-то мистический свет.

Страдание. Заложницы в Церкви.

В первой мировой войне мишенью был город Шабац. 9 августа 1914 года Австро-Венгерская карательная экспедиция произвела бомбардировку Шабаца ожесточенным артиллерийским огнем , со стороны Срема. Три дня город наполнился разрушительными снарядами, пока не превратился в призрачные руины. Снесены были кровля церкви и купол церковной башни.12 августа, около четырех часов утра на заре, недалеко от Дреновачки, в нескольких километрах вверх по течению от Шланна, австро-венгерские войска перешли на понтонах и лодках в Сербию. Для оставшегося в городе населения наступили дни Голгофы, он разделил трудную судьбу со своим народом, как и Сербская Церковь. В первый день входа австрийские солдаты схватили из Шабаца двух священников: Стоя Новича и Драгича Михайловича и повели их впереди в центр города. Изумленные люди не могли смирится с совершенными зверствами. Когда серб, удивленный действиями армии, предупредил их, упомянув об их культуре, высокомерный австрийский офицер ответил ответственно: оставьте это, пожалуйста, на войне нет культуры. Просторная церковь в Шабаце была превращена в камеру пыток. Более 1000 человек были заточены в церкви, в том числе и цыгане. Три дня и три ночи пленным не приносили еды, не выпускали в туалет. «нас было больше тысячи, спрессованных, как сардины. Воздух вскоре стал невыносимым, более слабые упали в обморок.» Голод (и особенно голод) сводил людей с ума. Они облизывали влажные стены и пили оливковое масло из люстр. Они утоляли голод, поедая воск. Только на третьи сутки солдаты разрешили заложникам принести еду и питье. Всех этих заключенных, около 2000 человек, перебросили ранним вечером через Саву в Кленак, где они ночевали на поляне под чистым небом. На следующий день, в понедельник 17 августа, на обратном пути их на специальном поезде отвезли в печально известные лагеря, Нежидер, Цеглед, Арад, Ашах, Наджмеджер и другие места в Австрии и Венгрии, которые стали их могилами.

Выиграв битву при Цере, сербская армия начала ожесточенное преследование врага. Противник установил свой наблюдательный пункт на башне Шабац и безошибочно поразил сербские позиции гранатами. Чтобы убрать наблюдателя, артиллерия Лесной дивизии была вынуждена стрелять по башне.Большое количество людей снова заточили в церкви, выстроили их за алтарем, связали проволокой, бросили в яму, затем покрыли гашеной известью и покрыли с землей.

Когда сербская армия вошла в Шабац, австрийцы подожгли церковь.Церковь вся в руинах. Пол был залит человеческими фекалиями и кровью, попасть внутрь было невозможно из-за зловония. Враг разграбил все ценное в церкви.

Узнав об этой и других зверствах австро-венгерской армии, герцог Степа Степанович попросил послать в этот район международную комиссию, которая увидит, и опишет все это и проинформирует об этом европейскую и мировую общественность. Святые отправили в Сербию группу экспертов во главе со швейцарским профессором, доктором Лозаннского университета Райсом. Проверяли все показания свидетелей. Перед войной в Шабаце было 14000 жителей, а вначале 1919 года только 7000.Это в двое меньше. Шабац- это сербские Помпеи.

Трудно найти в Европе город, который так сильно пострадал в Первой мировой войне, как Шабац. Посол Франции в Белграде виконт де Фонтен 21 июля 1920 года передал Шабацу высокое французскую награду, награжденное президентом Французской Республики Полем Дешанелем от имени великого французского народа.В 1926 году посол Чехословакии в Белграде Ян Шеба вручил Шабацу высокую военную награду Чехословакии- Военный крест. В 1934 году верховный главнокомандующий югославской армией король Александр Кара Джорджевич наградил Шабац высоким военным орденом- Звездой Караджорджева с мечами. Награда былы подарена 22 июля 1934 года.

Источник: ЦРКВА ШАБАЧКА

Автор: Бэкон Доктор Любомир Ранкович

Редактор: Протоирей Славиша Маркович

Рецензент: Проф.Александра Павлович

Издатель: Церковь муниципалитета Шабац

Пресса: Чивия-принт, Шабац

�d���}<��E�

https://yoomoney.ru/to/4100116678159626

Собор Святых Апостолов Петра и Павла, Шабац
Собор Святых Апостолов Петра и Павла, Шабац

-5

-6
Алтарь - святая святых православного храма, где расположен престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь - святая святых православного храма, где расположен престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь
Алтарь