«Мы рождаемся с музыкальной мудростью и аппетитом».
Колвин Тревартен, специалист в области психологии развития.
Почему-то бытует мнение, что музыкальность присуща далеко не всем.
Часто слышу от людей «у меня нет слуха», «я в этом не понимаю», «это не для меня».
Но фокус в том, что мы все музыкальны с рождения! Это наше генетическое свойство. Способность, которая помогла выжить в процессе эволюции и у современных людей существует на протяжении всей жизни. (В конце статьи факты о пациентах с деменцией).
- Ведь первые средства коммуникации, которое начали использовать первобытные люди — это вариации высоты и тембра голоса, а также ритм. Такая вариативность позволила точнее выражать свои мысли, а значит — быстрее доносить до сородичей сообщения об опасности или наоборот, полезных находках.
Но мало «отправить» сообщение — надо его «принять»! Понять, что зашифровано в той или иной «ноте» голоса, в том или ином ритмическом рисунке хлопков.
Логичный итог может вывести даже школьник — тот, кто не понимал музыкальных вариаций голоса, рисковал быть съеденным, потому что пропустил важный сигнал.
«Это всё ещё точно неизвестно. Додумки исследователей» — может возразить кто-нибудь.
Ну что ж, давайте предоставлю реальные данные, которые вы все могли наблюдать своими глазами.
Мы знаем, что в утробе младенец не видит. Но он слышит: ритмичный стук сердца матери, вариации голоса, музыку вокруг… Слышит и реагирует .
Потому что наш мозг генетически запрограммирован структурировать тоны и звуки и находить в этих структурах смысл. Мы всегда настроены на то, что звук имеет какое-то значение. Даже до рождения!
- И после рождения музыка — это наше первое средство коммуникации. Младенцы начинают понимать эмоциональное содержание речи гораздо раньше слов. А что такое эмоциональное содержание? Это музыка ! Смена ритма, тона, тембра. Смена скорости речи. На всё это малыши реагируют моментально.
И успокаиваются лучше, когда мама не просто с ними разговаривает, а поёт (вот почему появились колыбельные) .
- Путь ребёнка к общению с помощью речи лежит через музыку. Не только через мелодику. У всех (даже у тех, кто считает, что у него нет чувства ритма) отлично развито ритмическое ощущение родной речи.
И если вы все равно думаете, что чувства ритма у вас нет, попробуйте послушать тиканье часов. Они никогда не говорят «тик-так». Это наш мозг находит похожие элементы и группирует в структуры. Элементы повторяются, наш мозг начинает «ожидать» следующий удар, так и возникает «внутренний ритм».
Ну а танцы малышей, когда они выхватывают ритмы песен и начинают «переваливаться» с ножки на ножку — прямая иллюстрация того, что каждый из нас способен находить ритмические структуры в музыке.
Итак, мы рождаемся с чувством ритма, потребностью в музыке и способностью успокаиваться с её помощью.
Что же насчёт «последнего ощущения» в жизни?
Далее цитата из книги «Музыка и мозг» (Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе, Альпина Паблишер, 2020):
Исследования больных с деменцией показали, что во всех фазах деменции память на музыку сохраняется в хорошем состоянии. Есть множество примеров пациентов, у которых настолько серьёзная форма деменции, что они не могут говорить, однако могут подпевать знакомым песням. Доказано, что даже на самой тяжёлой стадии болезни, когда пациент едва реагирует на другие стимулы, он вполне явно реагирует на музыку.
В 2015г в журнале Brain было опубликовано исследование: сначала учёные с помощью функциональной МРТ исследовали группу здоровых молодых людей, чтобы понять, какие зоны мозга активируются у человека, который слушает знакомую музыку. (Это передняя поясная кора и вентральная передняя дополнительная моторная область).
При исследовании тех же самых отделов у больных с болезнью Альцгеймера выяснилось, что именно эти отделы болезнь поразила меньше остальных!
То есть, младенцы начинают понимать музыку задолго до того, как начинают понимать значение слов. А у больных деменцией развитие идёт с точностью до наоборот, и музыка уходит последней. Потому что зоны, отвечающие за музыкальную память, у таких пациентов относительно сохранны.
Если рассуждать логически, ничего удивительного в этом нет: наш мозг устроен таким образом, что лучше всего сохраняются самые «крепкие», самые эволюционно древние структуры. А как я уже сказала выше, на заре времён «музыку речи» мы слышали раньше, чем слова.
В качестве иллюстрации посмотрите это трогательное видео, где балерина с болезнью Альцгеймера начинает «танцевать» услышав знакомую музыку.
Музыка — наша первая форма коммуникации. Она же и последняя.
Если понравилась статья — ставьте лайк и делитесь ей в соц.сетях.
А также подписывайтесь на канал, здесь много интересного о музыке и её влиянии на наш мозг.
И пишите, если хотите продолжение статьи про то, как развить в себе врождённую музыкальность, даже если всю жизнь вы считали, что способностей нет))