Эпохальное произведение Льва Толстого «Война и мир» «породило» на свет очень много разных героев, которых мы характеризовали в своих школьных сочинениях. Лично мне особенно интересен образ прекрасной Элен – загадочной и манящей женщины.
Прежде чем рассказать об этой героине в экранизациях разных лет, обратимся к первоисточнику. Вот как описывал Элен Курагину сам автор:
«Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами <...> предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту».
Анита Экберг, 25 лет
Фильм «Война и мир» 1956 года
Видимо, выбрав такую актрису на роль Элен, авторы сделали акцент на её физической красоте и сексуальности. Анита Экберг красивая девушка и Элен из неё получилась привлекательная. Кошачий взгляд и яркий макияж, пышные формы и движения хищницы – такой получилась героиня.
Из романа:
«...у той всё освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой…».
Кроме того, Элен явно нравилась знатным мужчинам высшего общества:
«...глядя на её успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин...»
Красивое тело и умение понравиться – угадали, по этим параметрам актриса явно подошла.
Ирина Скобцева, 38 лет
Фильм «Война и мир» 1965 года
Вот ещё одно описание внешности Элен:
«...необычайною, античною красотою тела...».
Если говорить об античной красоте (правильных пропорциях), то Скобцева – то, что нужно. Величественная, статная, монументальная (если хотите).
А вот как говорится о её наряде:
«Он видел не её мраморную красоту, составлявшую одно целое с её платьем...».
А что же с нарядами в экранизации Бондарчука? Действительно, светлые платья Скобцевой, которые как бы продолжают линии её тела, подходили под описание в романе. А причёски всегда гладкие, без выбившихся прядей, как-будто у застывшей статуи.
Пожалуй, единственный минус, на который чаще всего обращают внимание зрители – это возраст актрисы.
Возраст Элен Курагиной в романе не указан. Однако, понятно, что ей примерно 20-25 лет. В те времена девушки после 25 лет считались «возрастными» и им было труднее выйти замуж. В романе об Элен говорят как о «молодой» девушке, а Скобцевой на момент съёмок было уже под 40 лет.
Фиона Гонт, 21 год
Сериал «Война и мир» 1972-1973 годов
Эта экранизация широкой публике не известна, однако была и такая. Роль Пьера Безухова сыграл тогда ещё совсем молодой актёр Энтони Хопкинс. А вот образ Элен воплотила актриса Фиона Гонт. По возрасту – да, по манерам – спорно, по внешности – не очень подходит.
Виоланте Плачидо, 31 год
Мини-сериал « Война и мир» 2007 года
Виоланте очень красивая женщина, и вполне подошла бы на роль Курагиной, если бы не была слишком «земной и естественной». Мраморной величественной красотой Элен актриса явно не обладает. Горячая итальянка явно далека от той Элен, которую описывает Толстой. Однако, что-то манящее и захватывающее в её образе всё-таки было.
Тут подошли бы строки из романа:
«Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу...».
«Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене...»
Насчёт вульгарности и разврата: если все актрисы в образе Элен чаще всего появлялись в нарядах светлых тонов, то Виоланте предстаёт перед нами в алом (ну очень ярком) наряде. И это вовсе не претензия к её образу, просто ещё одна вариация внешнего вида Элен.
Таппенс Мидлтон, 29 лет
Сериал «Война и мир» 2016 года
В последней экранизации ставка была сделана на порочность Элен, её склонность к интригам.
Тут можно вспомнить вот такое описание героини:
«Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера. – О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты...».
Или так:
«Графиня Безухова, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально...»
В сериале Элен одевается довольно откровенно, и это очень похоже на то, что описывал Толстой.
«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье.»
«...Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену...»
Однако, привнеся в образ живость, интриги и порок, куда-то бесследно пропала стать, грудь и полные плечи, которые описывал автор.
Какой можно сделать вывод?
Рассмотрев всех Элен в кино подробнее, я пришёл к выводу, что идеально этот образ не удался ни в одной экранизации, везде есть к чему прицепиться. И если есть какие-то непоколебимые авторитеты, идеально воплощённые в экранизации образы, вроде Ливанова в Шерлоке (которого, к слову, признают лучшим даже сами британцы), Татьяны Самойловой в роли Карениной, то эталонной Элен Курагиной в кино не случилось. Что ж, возможно когда-то она появится…