24.04.2011
Евгений Суров
О том, что вчера исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Прокофьева, вспомнил не только наш сайт, но и многие люди, имеющие прямое отношение либо к шахматам, либо к музыке, либо к тому и другому. Яркий пример последнего направления - Марк Тайманов, приехавший из Санкт-Петербурга специально на мероприятие под условным названием "Музыка и шахматы". Оно состоялось в Гостиной имени Владимира Дворковича.
Тайманов приветствует династию Линдеров, а на дальнем плане хитро улыбается Жоэль Лотье.
Когда ваш автор сделал этот кадр, Евгений Гик прозрачно намекнул, чтобы он (кадр) не прошел мимо сайта Chess-News. Рядом - супруга шахматиста и литератора Белла.
А вот Станислав Говорухин честно признался, что в компьютерах "ни бум-бум", и поэтому свое интервью на нашем сайте так и не увидел. Ну, а насколько неравнодушен (или равнодушен) к Chess-News Аркадий Дворкович - самая большая загадка 21-го века.
Слева супруга шахматиста и музыканта, недавно отметившего 85-летие, Надежда.
Берик Балгабаев - один из немногих "высокопоставленных" (позвольте в данном случае взять слово в кавычки) лиц, кто не только поприсутствовал на "положенной" части вечера, но и прослушал значительную часть концерта. До концерта мы еще дойдем.
Юрий Давыдов - музыкант, один из создателей футбольной команды звезд российской (а вначале - советской) эстрады "Старко". Кстати, почти ровно двадцать лет назад, в дождливый первомайский день 1991 года в "Лужниках" состоялся первый большой матч "Старко" с командой итальянских звезд эстрады. Плохо помню содержание игры, но вот как потом артисты наматывали круги на машине по беговой дорожке под собственные фонограммы (это называлось концертом), помню хорошо.
Два Бориса: один народный, другой заслуженный. Химичев и Львович. Для шахматных читателей с замыленным глазом стоит на всякий случай пояснить, что Львович - это не отчество.
Ходячий Гугл - Анатолий Вассерман.
Вообще-то снимал не Игоря Зайцева, но не отметить выдающегося тренера, попавшего в кадр, нельзя.
Есть такая пословица "лучше поздно, чем никогда". В данном случае это про апрельское московское солнце.
Никогда - слышите, никогда жителям стран с теплым климатом не понять нас, москвичей, в момент, когда настает первый по-настоящему весенний день в году. Не зимне-весенний, как это было на протяжении двух последних месяцев, а весенне-летний. Вот такой день настал вчера, 23 апреля.
И позвольте полностью разделить чувства по этому поводу Аркадия Дворковича и его мамы, Галины Львовны.
Однако 23 апреля родился не только Сергей Прокофьев, но и Александра Костенюк. Собирались даже организовать видеоконференцию с экс-чемпионкой мира, но поскольку в тот момент она еще оформляла свою победу над Антуанетой Стефановой в последнем туре командного чемпионата России, ее поздравили заочно и объявили о вручении гранта.
Никас Сафронов делает привычное движение рукой.
На переднем плане слева Станислав Железный, справа Мурад Аманназаров (директор издательства "Русский шахматный дом"), а между ними один из организаторов вечера, гроссмейстер Максим Длуги, который, по его признанию, в детстве учился на партиях Прокофьева.
Ну, Александра Починка, думаю, узнали все.
Два пианиста быстро найдут общий язык: Денис Мацуев и Марк Тайманов.
Несколько задержался Анатолий Карпов, но к началу главного действа успел.
Олег Марусев просит занимать места. Чуть позже, когда Капабланку он назовет "Касабланкой", зал долго будет приходить в себя. Но заслуженный артист, как всегда, выкрутится: "Грешно смеяться над убогими..."
Марк Тайманов: "Когда я играл в шахматы, отдыхал от музыки; когда музицировал - отдыхал от шахмат. Таким образом, я всю жизнь на отдыхе!"
Михаил Дворкович и остальные.
Музыкальные номера чередовались с выступлениями разговорного жанра.
Не сказать, чтобы Владимир Вишневский блеснул. С места из зала получилось лучше: когда ведущий (Львович) вспомнил о спонсорах, поэт выкрикнул: "Не надо афишировать, что я в зале нахожусь".
Владимир Дашкевич исполнил свою песню "Журавль по небу летит" (из кинофильма "Бумбараш"). Слова Юлия Кима, а точнее, на момент написания песни (начало 70-х) - Юлия Михайлова.
Признаться, когда ведущий стал объявлять имя этой певицы, я его уже не слышал...
А вот слова из песни, исполненной сыном Бориса Львовича, запомнил. Потому что они про меня:
"Один в Госдуме создает законы,
Другой - владелец скважин нефтяных,
Но стоит мне сыграть на сексофоне (в оригинале - "саксофоне", но термин Петра Мамонова из "Такси-блюз" преследует меня со дня просмотра фильма, что поделать - Е.С.)
И все красотки у ног моих".
Михаил Слуцкий взял публику своим коронным номером: на любое женское имя мгновенно читается четверостишие.
"Называйте любое экзотическое имя" - говорил он залу. Зал называл, и Слуцкий тут же, на ходу складывал четверостишие, притом смешное. После концерта я поинтересовался у артиста: неужели импровизация? Артист так и не раскрыл секретов...
Мурад Аманназаров не только блестяще исполнил вокальный номер, но вручил определенным людям новую, только что вышедшую в его издательстве книгу "Тогда" - сборник эссе Генны Сосонко.
Игорь Зайцев разглядывает подарок.
Марию Арбатову бы - да в комиссию по женским шахматам... (Нет, это не предложение, прозвучавшее на вечере, это всего лишь мысли вашего корреспондента.)
Совершенно неожиданно директор издательства стал вручать книжку главному редактору "популярного нынче сайта Chess-News". Большое ему спасибо за это.
Подарки тем приятнее, чем они неожиданнее. Вторая книга - от Евгения Гика. Поскольку она совершенно новая и состоит из веселых спортивных (не только шахматных!) историй, это означает, что в вопросах "знатоцких игр" в ближайшее время нас ожидает большое пополнение.
А вот Анатолий Вассерман остался без книги. А почему? А потому, что все считают, что книги ему дарить бессмысленно - он уже все прочитал...
* * *