Депутаты абхазского парламента обратились к депутатам парламента российского с предложением восстановить железнодорожное сообщение с Арменией через Абхазию.
Связь России с Закавказьем по этой железной дороге была прервана в 1993 году в результате грузино-абхазского конфликта, а переговоры по ее восстановлению терпели неудачи. Причиной является позиция грузинских властей, которая отказывается вести какие-либо переговоры с Абхазией.
Предложение абхазских депутатов, конечно же, своевременное, т.к. уже идут консультации по установлению железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Азербайджан. И продвигают этот вопрос именно российская и турецкая/азербайджанская стороны.
Однако без согласия грузинских властей, а скорее всего этого согласия дано не будет, предложение абхазов станет лишь очередным инфоповодом в истории эпопеи под названием "Перезапуск абхазского участка железнодорожного сообщения". Отказ Грузии ввести переговоры с абхазами связан не только с нежеланием таким образом признавать власть "сепаратистов", но и пониманием, что реальный шанс восстановления ж/д-сообщения Армении и Азербайджана минимален. А если и возможно, то не скоро. Поэтому Грузия, пользуясь временем, улучшает инфраструктуру автомобильных дорог связывающих Грузию и Армению с Россией дабы нивелировать необходимость в железнодорожном сообщении.
В январе этого года начались работы на опаснейшем участке Коби – Гудаури Военно-Грузинской дороги. Согласно проекту будет проложено полотно дороги протяженностью 22,7 километра, построено 6 мостов и 5 тоннелей, в том числе под Крестовым перевалом. Это должно помочь бесперебойному сообщению между Арменией и Россией. Кроме развития автодороги в направлении "север-юг", грузинские власти вложились и в развитие дорог по направлению "восток-запад", где предусмотрено еще больше работ.
В случаи же установления железнодорожной связи между армянами и азербайджанцами (а этого исключать нельзя) может оказаться, что эти вложения окупятся не скоро.
В Грузии и Армении не должны забывать, что Россия может закрыть "Верхний Ларс", как это было в 2006 году (а открыли через 4 года), и тем самым вынудить Ереван согласиться на открытие прямого железнодорожного сообщения с Азербайджаном.
Также открытие железной дороги до России в обход Грузии сулит убытками и грузинским портам Поти и Батуми, на которые приходится не малая часть российско-армянского товарооборота. Уменьшение транзита через грузинскую территорию приведет не только к экономическим потерям, но и ослаблению позиций в отношениях с Россией, Турцией, Азербайджаном, Арменией, Абхазией и Южной Осетией. Об этом понимают как грузинские политики, так и эксперты. Например, по словам бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, страна станет "ампутированной частью Южного Кавказа".
А если верить и радужным ожиданиям-обещаниям экспертного сообщества из некоторых соседних с Арменией и Грузией стран, перспективы Грузии становятся еще печальнее.