В коридоре стояла мертвецкая тишина: дети были на уроках, а это означало, что лучше времени для чашечки крепкого кофе не найти.
- Пална, а как еще называется Джа…Джомолунгма?
Улыбчивая буфетчица выкладывала ароматные слойки на витрину, отвечая уборщице, которая пришла провести с ней свой заслуженный отдых. Мы не раз заставали их за разгадыванием кроссвордов – и всегда поражались эрудиции Елены Павловны.
- Эх ты, Гавриловна, «Эверест».
Уборщица звучно засмеялась, а я передернула плечом, представляя, что эти раскаты грома слышат ученики в соседнем кабинете. Моя подруга Женя, которая ведет английский, только поджала губы.
- Ой, точно! А ну, что дальше..? Настоящая фамилия французского писателя Франса? 4 буквы.
- Тибо.
- Столица Албании? Первая «Т».
- Тирана.
- Греческий ученый, считавший, что все вещества состоят из мельчайших частичек?
- Демокрит.
- Ты такая начитанная, Пална, с тобой разгадывать кроссворды – одно удовольствие.
В моем взгляде на какой-то момент проскользнуло непонимание. Елена Павловна была довольно умной и молодой женщиной – всего лишь 42. Она устроилась работать буфетчицей в нашу гимназию, кажется, лет 10 назад – ведь как еще объяснить то, что я помню ее с тех самых пор, как сама средние классы оканчивала? Почему эта женщина выбрала себе такую жизнь, ведь у нее было столько времени переучиться и все изменить..?
Елена Павловна взяла у подруги газету и принялась ловко и быстро решать судоку. Женя округлила глаза, наблюдая за этим шоу, которое я видела уже не в первый раз.
- Ого… Как это вы так лихо?
Буфетчица усмехнулась, будто по секрету сообщая ей:
- Ну, я же не всю жизнь тут работала. Я вообще-то инженерный окончила! До сих пор репетиторством по вышмату и физике занимаюсь.
Женя скептически выгнула бровь. В ее голосе явно слышалась издевка:
- А почему вы не в компании какой-то? Не на предприятии? Зарплата не очень?
- Не совсем, - после чужого вопроса глаза Елены Павловны слегка потускнели, но она продолжала решать японский кроссворд. – Я когда молодая была, даже на практику в Европу ездила. Меня в Англию на работу приглашали, но я не согласилась и выбрала остаться здесь.
- Да? Странный выбор. Вы бы могли сейчас деньги ложками грести, так что как-то слабо верится.
- Я и так неплохо зарабатываю, солнышко. Но тогда мне попросту муж запретил. На последнем курсе учебы я вышла за своего Петьку, и когда он услышал, что меня зовут заграницу, сказал выбирать: либо он, либо профессия. Подозревая, что беременна, я отказалась от предложения и выбрала его. Но зря, конечно: он все равно через три года бросил нас с дочкой. Естественно, когда ребенок на руках, работой не перебираешь. Ой, кем я только ни была! И в бухгалтерии работала по блату, и техничкой, и сиделкой, и продавцом на рынке, и костюмы в наш городской театр шила за небольшую плату… Когда малыша надо кормить и одевать, думаешь о том, откуда деньги взять, а это как раз были 90-е. О былых перспективах никто не вспоминал. Однажды, конечно, мне повезло: я устроилась на завод по сборке телевизоров, но там я познакомилась со своим вторым мужем, а это уже отдельная история…
Елена Павловна смущенно улыбнулась, но взгляд у нее был серьезный.
- Однажды выбранный путь не всегда будет верным, Женя. А золотые чертоги и чужая земля – не лучшим вариантом из двух зол. Мы должны контролировать нашу жизнь, но полностью предопределить ее не можем, потому что всегда найдется тот, кто спутает нам все карты. Ты думала, я какая-то глупая тетка, которая не может себе найти достойной работы, поэтому выбрала школьный буфет? Вовсе нет. Просто эта работа помогает мне копить стаж и радует, ведь детей я очень люблю. Но настоящий кайф я получаю, когда всяким оболтусам на заказ курсовые и дипломы пишу.
«Пална» хитро улыбнулась, кладя руку поверх Жениных тоненьких пальцев.
- И я ни о чем не жалею. И не сужу никого, не узнав всей подноготной.