Найти тему
victor voronov

Так откуда же пришла шапка Мономаха - от татар или из Византии?

Шапка Мономаха.
Шапка Мономаха.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха – один из древнейших и значимых экспонатов Оружейной палаты. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у основания. Весит убор 993,66 гр., так что у Бориса Годунова не было никаких оснований говорить словами Пушкина: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха».

Наряду со скипетром и державой, это одна из главных царских регалий России. Первым, на кого её надели (1498), был Дмитрий Иванович, внук Ивана III .

Правда, став номинально великим князем, великой радости от этого он не получил. Так как уже в 1502 г. был заточен в казематы, где и скончался по «неизвестной» причине. Курбский писал, что был просто задушен. Вот кто бы мог сказать о тяжелой судьбе носителей этой шапки. Впрочем, и Борис Годунов знал, о чём говорил.

Догадывался, по-видимому, и Петр, для которого изготовили дубликат – так называемую «шапку второго наряда», так как наследников было двое, и первой шапкой венчали Ивана. Ему тоже не очень повезло.

В 1721 г. Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввёл обряд коронации. А при Екатерине Великой появилась новая регалия – Большая императорская корона работы придворных ювелиров Позье и Эккарта.

Так что к загадкам, откуда пришла на Русь царская шапка, добавилась ещё одна – почему российские цари так боялись этого убора.

Первое упоминание о ней мы находим в завещании Ивана Калиты сыновьям.

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую, а сыну моему Ивану – кожух желтого шёлка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею – бугай соболий с наплечниками, с крупным жемчугом с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями».

По одной из версий, шапка принадлежала сестре хана Узбека – Кончаке. Выдав её за московского князя Юрия Даниловича, шапка «переселилась» из ордынской юрты в московский кремль. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в знаменитую шапку Мономаха.

Другая теория о происхождении шапки появилась после того, как Иван III женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора – Константина Палеолога. И кстати, внук Ивана III был первым князем, венчанным этим убором.

В те времена российским царям срочно понадобилось показать всему миру преемственность, что Москва – третий Рим, после того, как два первых пали под ударами варваров и османов.

В XVI в. появился политический трактат «Сказание о князьях Владимирских», в котором указывалось о том, как великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, родственника Рюрика. То есть, тогда знали, что Рюрик немец. Прус.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение – отправить послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу. С шеи снял он животворящий крест, сделанный из животворящего дерева, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их великому князю Владимиру Всеволодовичу. И с тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья Владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

Однако есть в этом сказании одна закавыка. Дело в том, что даже тогда, когда Константин умер, Владимиру исполнилось всего-то лишь два годика. Да и сам князь, будучи уже взрослым, писал в «Поучении детям», что получил своё прозвище не от шапки, а от матери – дочери того самого Константина Мономаха.

В общем можно сказать следующее; искусствоведы и прочие знатоки видели шапку на картинках или, в лучшем случае, на витрине в Оружейной палате. Никто её не примерял, а если бы надел, то убедился, что надеть её на голову восточной красавице, можно только если она заправит под неё все свои толстые косы. И в конструкции шапки имеются некоторые особенности.

Во-первых, она не сплошной золотой монолит, а состоит из отдельных пластин. Причём, будучи сложены вместе, пластины создают полусферу, диаметр которой больше любой мужской головы. Для того, чтобы шапка держалась, внутри неё должно было смонтировано что-то вроде подшлемника. На пластинах сохранились следы крепления.

Во-вторых, декор пластин и навершия не соответствуют друг другу. Можно считать, что шапка собрана из разных деталей, изначально составлявших части иных предметов. Наиболее убедительно на этот вопрос ответила доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина. По её мнению, пластины шапки изначально составляли верхнюю часть митрообразного венца. Митра – головной убор архиереев имел форму усеченного снизу шара. Из деталей верхней половинки этого «шара» и была изготовлена шапка. Анализ технологии ювелирного оформления указывает на византийских мастеров. Которым, кстати, тоже не были чужды восточные мотивы. Для сходства с древнерусскими княжескими шапками, этой шапке была приделана меховая соболья опушка.

А вот на последнюю фразу из отчета экспертов, я бы и хотел, чтобы вы обратили внимание. Итак, наши эксперты ищут родословную русских князей среди каких-нибудь великих в прошлом империй, и не обращают внимание на свою подлинную историю, о которой не принято говорить на научных конференциях. Корона российской империи и та сделана западноевропейскими ювелирами. Согласно всеми признанной академической версии происхождения Древней Руси – не такая уж она и древняя. И три общепризнанных момента считаются самыми важными в истории её становления. Это призвание варягов (немцев или шведов), крещение Руси по греческому (византийскому) обряду и, наконец, последнее – татаро-монгольское нашествие в борьбе с которым и была сформирована нынешняя российская государственность. Интересно, что все три таких железобетонных факта, ныне оспариваются всеми честными людьми России. Честные-то они честные, но рассказать свою правду на общественном телевидении они никогда не смогут. Единственным доступным каналом для них стал яндекс-дзен. В общем, решил я средствами интернета докопаться до истины, благо он позволяет отследить публикации как экспертов, так и альтернативных исследователей. Считайте, что мне за державу стало обидно.

Отбросим сразу версию щедрого дара (со своего плеча и шеи) Константина своему внуку, которому едва исполнилось два годика. Щедростью императоры Константинополя не отличались никогда. А непосредственно Константин Мономах характеризовался современниками, как легкомысленный, ветреный и жадный до наслаждений кутила, который совершенно не интересовался государственными делами. Тем более, до этого в 1043 г. имел место поход русов на Константинополь (за установленной ещё Олегом данью). Командовал русским войском Владимир, сын Ярослава Мудрого. Армия русов потерпела поражение и вынуждена была выплатить контрибуцию. После получения оной и в заключение вечного мира, Константин выдал свою дочь за другого сына Ярослава – за Всеволода. Родившийся в 1053 г. от этого брака сын Владимир получил от родителей прозвище Мономах.

Единственной известной регалией подаренной кому-либо Константином была корона, которую он отправил венгерскому королю Андрашу I ко дню коронации его и его супруги Анастасии, дочери Ярослава Мудрого.

Остается версия, что эта шапка пришла с сестрой хана Узбека или другого хана Золотой орды. Тем более, что такие браки, между русскими князьями и шемаханскими принцессами, случались сплошь и рядом. В 1093 г. Святополк Изяславович и Владимир Мономах заключили мир с половцами, и в ознаменование этого Святополк обручился с дочерью Тугоркана. А вместе с невестой в терем князя прибыл целый караван приданного за восточной принцессой: от пуховых перин до целого арсенала восточного одеяния.

Только вот какая закавыка. У восточных красавиц нет шапочек с острым навершием, как на шапке Мономаха. Они все плоские. Тот, кто знаком с восточным менталитетом, знает, что женщины носят на голове подносы с едой и даже кувшины с водой. Мы специально выбрали картинки с изображением женщин востока в национальных одеждах, чтобы показать, что шапка, подобная шапке Мономаха, не характерна для женского головного убора.

Национальные костюмы Востока. Узбекистан.
Национальные костюмы Востока. Узбекистан.

Встречается такой головной убор у чувашек и у казахских девушек. Но более такой головной убор соответствует мужчинам Востока, нежели женщинам.

Чувашка.
Чувашка.

Зато подобная форма головного убора соответствует… русским людям, причём и женщинам и мужчинам.

из фильма Александр Невский.
из фильма Александр Невский.

На рисунках видно, что это именно русский головной убор. И не надо искать похожих соответствий у татар и византийцев.

Чисто русский головной убор.
Чисто русский головной убор.
 Ярослав Мудрый.
Ярослав Мудрый.

А это изображение Ярослава Мудрого в той самой шапке, но ещё не отделанной филигранью и драгоценными камнями.

Не нужен нам берег турецкий...