Найти тему
Пост-правда

Что слушали в 1994 году

Вот мы и телепортировались в 1994-й. Год был настолько насыщенным, что мы думали даже сделать две части. Но не стали. Зато будет 15 отличных треков.

фото: https://www.rollingstone.com/music/music-features/in-the-room-at-nirvanas-mtv-unplugged-in-new-york-904777/
фото: https://www.rollingstone.com/music/music-features/in-the-room-at-nirvanas-mtv-unplugged-in-new-york-904777/

1994 год был в какой-то степени переломным. Даже чарттоперы были не так отвратительны. Брюс Спрингстин покорил американских и европейских слушателей песней Streets of Philadelphia. Брайна Адамс, Стинг и Род Стюарт с All For Love, Mariah Carey с Without You, Kylie Minogue с Confide in Me постоянно крутили по мейнстрим радио. Ничего выдающегося, но и не так уж и плохо.

Но главным местом силы была Великобритания. В 1994 году английские подростки вдруг снова увлеклись гитарной музыкой. Официально набрал силу и громко прозвучал на всю Европу стиль брит-поп. Oasis, Blur, Suede, Elastica, Pulp и далее по списку. До этого рок считался музыкой отцов. И вот нашлись люди, который как бы вышли в том числе из хаус-тусовки, но в то же время любили период свингующего Лондона.

Но брит-поп не был чем-то новым. Pulp и Oasis транслировали музыкальные идеи The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones и прочих парней из 60-х. По настоящему глотком свежего воздуха стал трип-хоп (почитать о нем можно тут). Жанр уже существовал до этого, но впервые термин трип-хоп был использован в 1994 года журналистом Энди Пэмбертом для описания музыки Dj Shadow. Бристольский саунд обязательно сегодня будет в нашей подборке.

В 1994 году журналист Саймон Рейнольдс впервые использовал термин построк для описания музыки Bark Psychosis. Звучит издевательски - «рок после смерти рока». Но ничего плохого в нем нет, даже наоборот. В 60-е и 70-е годы прошлого века рок был главным молодежным жанром, но прогресс и кризис идей его изрядно потрепали. Построк был тем самым выходом, который обновил рок-идею и возвысил жанр.

Но главный прогресс происходил не в роке, а в клубной электронике. Моднейшим музыкальным явлением в Англии был джангл. Пиратская станция Kool FM бесперебойно передавала самую свежую музыку. Появились джангл-лейблы, джангл-рейвы, джангл-магазины с пластинками. Трек Incredible продюсера M-Beat даже стал хитом. Тру джангл-диджеи (Goldie, A Guy Called Gerald и еще несколько ребят) проповедовали тотальную конспирацию. Получалось комично, потому что мейджор лейблы и мейнстрим-пресса пыталась отыскать героев модного жанра джангл, но не знала с кем говорить.

В конце 1994 года от джангл-тусовки отделились несколько ребят для создания новой сцены. Так появился драм-н-бэйс. Диджеи больше не хотели нести бремя трушности и андеграунда. Людям захотелось денег. Драм-н-бэйс быстро стал коммерциализироваться, а джангл ушел в прошлое. Все рано или поздно продаются.

Но и на этом еще не все. В 1994 году случился лаунж-ревайвал. Это такая легкая музыка, которая в 1950-е - 1960-е играла в холлах гостиниц и отелей. И вот в 90-е жанр пережил вторую популярность. Классические записи 60-х были перевыпущены и появились новые коллективы. Combustible Edison, Hooverphonic и далее по списку.

Перемещаемся в Россию. Страна активно выходила из красной клетки. Это было прекрасное время, когда молодежь вдруг оказался в одном на одном уровне с развитыми странами в плане музыки. Раньше мы отставали от мира лет на десять примерно. Машина Времени пыталась играть хиппи-психоделию в то время, когда она уже мало кому нужна была в Англии и США. Кино играли пост-панк, когда он лет пять как вышел из моды в Англии. А в 90-е мы залетели в один рейв-вагон со всеми. Но все вышло криво и абсурдно, как обычно в этой стране и бывает. В 1994 году рейвы были главным молодежным развлечением. Местом силы был Санкт-Петербург. Но тут случилось чудо. Энтузиасты решили организовать фестиваль Бритроника в Москве. Лайн-ап был...Вудсток от электроники - Aphex Twin, The Orb, Autechre, Bark Psychosis, Banco De Gaia, Dreadzone и много кто еще. Но дело с треском провалились. Артистов доставали бандиты и гопники, промо было ужасным, аппаратура вечно куда-то пропадала, Ричард Джеймс отравился сосисками и много чего еще отвратительно произошло в те дни. Об этом как-нибудь поговорим отдельно.

Напоследок отметим еще один популярный жанр из 1994 года - евродэнс. Не у всех хватало мозгов и вкуса слушать джангл, трип-хоп или IDM. Простакам тоже нужно было развлекаться под какую-то музыку. Евродэнс пришелся кстати. Большим хитом был трек Cotton Eye Joe шведов Rednex. Больше к евродэнсу мы возвращаться не будем.

Переходим к музыке. Никаких ТОПов. Просто несколько отличных лонгплеев 1994 года.

1. Youssou N'Dour - 7 Seconds ft. Neneh Cherry. Альбом - The Guide (Wommat). Лейбл - Columbia Records. Сенегалец Йуссу Н’Дур и шведка Нене Черри записали хит на все времена. Ребята поют на английском, французском и западно-африканском языках

2. Niravana - Where Did You Sleep Last Night?. Альбом - MTV Unplugged in New York. Лейбл - DGC Records. Нам нужно попрощаться с Куртом Кобейном и пронзительное исполнение традиционной американской песни In the Pines идеально для этого подходит. Нирвановский Unplugged in New York - один из лучших акустических концертов в истории рока. R.I.P. Курт Кобейн

3. Dillinja - Warrior. Лейбл - Logic Productions. В 1994 году джангл правил балом в английском андеграунде. Джангл-рейвы стали модным явлением среди молодежи. Диджеи в те годы были главными звездами андеграунда. Одним из лучших в своем деле был и остается Dillinja

4. The Prodigy - No Good (Start the Dance). Альбом - Music for the Jilted Generation. Лейбл - XL. Великий трек, лучший альбом The Prodigy, время расцвета рейв-культуры в Англии. Больше добавить нечего

5. Combustible Edison - The Millionaire's Holiday. Альбом - I, Swinger. Лейбл - Sub Pop. Лаунж-ревайвал - еще один тренд 1994 года. А что еще слушать после джангл-рейва?

6. Da Koopsta Knicca - Crucifix ft. DJ Paul. Альбом - The Devil's Playground. Лейбл - D.Evil Muzik. В середине 90-х мемфис-рэп (подробности тут) был в андеграунде (спасибо войне побережий). В те годы выходило столько фантастических лонгплеев, что можно слушать и переслушивать

7. Pram - Things Left on the Pavement. Альбом - Helium. Лейбл - Too Pure. Классика пост-рока. Эмбиент, джаз-фьюжен, велветандеграундовщина, африканские мотивы - это все Pram

8. Autechre - Glitch. Альбом - Amber. Лейбл - Warp. IDM тогда был жанром для тех, кто в теме (подробнее тут). Нужно было обладать определённым вкусом и знаниями, чтобы слушать эту сложную музыку. Это вам не евродэнс

9. Portishead - Roads. Альбом - Dummy. Лейбл - Glory Box. Главная группа года, главный альбом года, главный поп-саунд года - бристольский саунд (что это). Джефф Барроу, Бет Гиббонс, Эдриан Атли и горы отменных шишек привели к созданию подобных треков

10. Nick Cave and the Bad Seeds - Red Right Hand. Альбом - Let Love In. Лейбл - Mute Records. Восьмой альбом Кейва и его группы получился немного поп-ориентированным, но хуже от этого не стал

11. Nas - N.Y. State of Mind. Альбом - Illmatic. Лейбл - Columbia Records. Один из величайших альбомов в истории хип-хопа. Классика, которую надо знать

12. Little Axe - Out in the Rain and Cold. Альбом - The Wolf That House Built. Лейбл - Okeh/Wired. Литтл Экс своим дебютным альбомом неожиданно показал, что блюз может быть интересен молодому поколению

13. Oasis - Live Forever. Альбом - Definitely Maybe. Лейбл - Creation Records. Классический брит-поп альбом, сплошные хиты. Идеальная музыка для ссоры с братом или с тем парнем из группы Blur. Live Forever - противоположность гранж-унынию тех лет

14. Oval - The Politics of Digital Audio. Альбом - Systemisch. Лейбл - Mille Plateaux. Oval - прогресс в чистом виде. Markus Popp, Sebastian Oschatz and Frank Metzger в те годы много рассуждали о музыки и пытались понять, что такое музыка будущего. Известно высказывание Маркуса Поппа - «Давно следует расстаться с идеей музыки как последовательности нот. Музыка не имеет отношения к нотам». Очевидные вещи, которые фанаты группы Uriah Heep никогда не поймут. Вопрос один - стоит ли называть музыку Oval глитчем или нет?

15. Jeff Buckley - Grace. Альбом - Grace. Лейбл - Columbia Records. Главный рок-альбом года. Grace - доказательство того, что рок еще на что-то способен, что это все еще музыка молодых. Джефф Бакли один из лучших вокалистов в роке, еще и гитарист отличный. Отца его вы тоже прекрасно знаете - это Тим Бакли

Предыдущие выпуски:

Что слушали в 2004 году

Что слушали в 2014 году