Чуть больше недели назад в России вспоминали её первого президента Бориса Ельцина, которому 1 февраля 2021 года исполнилось бы 90 лет. В связи с этим, на одном из федеральных каналов был показан фильм «Борис Ельцин. Отступать нельзя».
Конечно, у меня было твердое убеждение, что, прямо скажем, кошмарный для многих россиян постсоветский период 90-х годов в подобном фильме будет крайне романтизирован, а один из его главных творцов Б. Ельцин будет изображен в качестве некой мессии, даровавшей населению этой страны какую-то свободу. Но, тем не менее, мне было весьма любопытно увидеть, какой же аргументацией будет наполнена картина, имеющая, наверняка, цель изобразить положительные черты в образе первого президента.
Такое тривиальное, на первый взгляд, любопытство обусловлено, в моем случае, личными причинами. Первый раз, когда мне довелось вообще узнать о фигуре Б. Ельцина в день его собственных похорон. В силу того, что я тогда был еще совсем юн, мне не удавалось до конца понимать по какой причине наблюдаемый мною «поповский хоровод» вокруг саркофага, накрытого российским флагом, транслировался едва ли не каждым, угодившим под мой детский взор, телеканалом. То зрелище запомнилось мне еще и потому, что оно часто прерывалось кадрами из президентского периода жизни Б. Ельцина, где показывался, в том числе, и его зажигательный танец на одном из мероприятий перед выборами 1996 года. Помнится, что в тот день назидательные репортажи с улыбчивым Борисом Николаевичем на экране вызвали у меня некое ощущение сочувствия к его близким, к нему самому...был убедительно преподнесен «светлый» облик первого президента...хотя убедить в этой «светлости» семилетнего первоклассника, доселе ничего не знавшего о личности усопшего, задача далеко не сложная...
Став старше, конечно, моё отношение к фигуре этого человека формировали воспоминания и впечатления тех людей, которые уже были достаточно зрелы на тот период времени, когда «эпоха Ельцина» только начиналась. Разумеется, никаких положительных воззрений по отношению к поступкам первого президента и положению дел в стране того периода, слышать не удавалось... Удивляться этому, в общем, не приходится, потому как до сих пор ещё свежи воспоминания о грабительской приватизации, «шоковой терапии» протеже Б. Ельцина экономиста Е. Гайдара, результатом которой стало тотальное обесценивание сбережений граждан и небывалая инфляция, кажется, в 2000%..., появлении организованной преступности в широких масштабах, проигранной, в сущности, войне в Чечне, которые и ложатся в основу крайне негативного восприятия фигуры первого президента подавляющим большинством населения, прошедшим через то, мягко говоря, непростое время...
Что же касается содержания упомянутого фильма, то перед просмотром любопытство вызывало исключительно желание сравнить манеру «обеления» фигуры первого президента, имеющую место сегодня и те впечатления, которые мне довелось испытать в детстве при первом наблюдении подобного сюжета...
Начальный посыл фильма сделан по привычному трафарету многих подобных «шедевров», где рассказывается о том, что к последнему десятилетию XX века уже прилип эпитет «лихие», что это было время одновременно рухнувшего на плечи страны груза свободы и, вместе с тем, мучительных сложностей...а далее делается вывод о полном праве окрестить данный временной отрезок «эпохой Ельцина», к которому одни относятся как к олицетворению наступивших несчастий, а другие утверждают: «иного пути не было...»
Весьма похожее начало наблюдается во многих фильмах, рассказывающих о самодержцах, коим вне всякого сомнения являлся Борис Николаевич. Однако крайне сомнительными выглядят утверждения о его некой неоднозначной роли..., поскольку один тот факт, что период его руководства страной ознаменовался такими сокрушительными ударами по её экономике, которые по своей разрушительности превзошли те, что имели место в период Великой отечественной войны, на мой взгляд, перечёркивает какую-либо возможность для поиска чего-то благоприятного…
Дальнейший ход фильма теряет последние связи с каким-либо намёком на содержательность. Бесконечные фрагменты интервью членов семьи Б. Ельцина, прежде всего, его супруги, сменяются такими прелестными, полными щадящей интонацией репликами рассказчика, голосом которого сопровождается всё течение фильма, по отношению к Б. Ельцину.
Главным приёмом, «обеляющим» образ «создателя новой России», все-таки по-прежнему является умалчивание. При всем желании, данный фильм нельзя не воспринять как очередной сплав пропагандистских кадров, поскольку не удалось заметить хоть какую-то каплю критики в адрес первого президента. Местами было даже потешно наблюдать отчаянные попытки рассказчика «пожалеть» Б. Ельцина, повествуя о том сколь тяжкими были эмоциональные нагрузки вследствие мучительных переживаний за «судьбу России», что в 1996 году Б. Ельцину пришлось пережить колоссальной сложности операцию на открытом сердце. Думается, что кардионагрузки первому президенту обеспечивали не только постоянные стрессы… Всем понятно, о чём идёт речь… Но в фильме об этом деликатно умалчивается. Не умалчивается только о вызывающем вопросы исходе выборов 1996 года. Здесь даётся чёткое пояснение: некая «математическая модель» подтвердила, - Борис Николаевич победил честно. Дать хоть какое-либо пояснение авторы не сочли необходимым. Подобное оставляет, конечно, весьма ироничное впечатление.
Надо сказать, что всё происходящее в фильме выглядит как повторение бесчисленных догм, главная из которых «Он дал нам свободу»... Подобное утверждение представляется мне крайне вздорным и уже заведомо не имеющим ничего общего с тем понятием, вернее даже состоянием, к которому такую истеричную жажду имеет определенная часть населения и сегодня...
Только вот зарождает огромные сомнения, что свободу, под воздействием каких-то благоговейных помыслов, может кто-то, словно господь Бог, взять и даровать...Лично я крайне убежден, что любой человек рождается свободным и равным по отношению к иным представителям рода homo. Однако в дальнейшем только ему выбирать оставаться ли таковым. Свобода-благо, которое не даруется, а теряется...