Здравствуйте, читатели!
За последние годы предприниматели, да и рядовые граждане России могли заметить, что контроль государства в экономической сфере все более и более усиливается. И это касается не только деятельности крупных компаний, но жизни каждого гражданина. Все большую роль в сборе информации о финансовой деятельности граждан, ИП и компаний играют кредитные организации. Все более пристальным становится контроль налоговых органов в отношении движения денежных средств на счетах клиентов банков. Все меньше у банков остается возможностей сохранения банковской тайны. Январь 2021 года отметился беспрецедентным усилением налогового контроля, но обо всем по порядку. Начнем, пожалуй, с того, какой информацией банки уже были обязаны делиться с налоговыми органами к началу 2021 года.
Так информация об операциях со счетами клиентов - физлиц, компаний и ИП уже давно была в распоряжении налоговой инспекции. Банки обязаны были уведомлять налоговую инспекцию о каждом факте открытия или закрытия текущих, кредитных, карточных счетов, а так же депозитов. Согласно ранее принятым законодательным актам с 1 апреля 2020 в ФНС уже поступают сведения и об открытии/закрытии электронных кошельков. Эта информация касается сервисов, работающих через банки: WebMoney, PayPal, QIWI Кошелек, Яндекс.Деньги и некоторые другие.
С 01 января 2021года вступили в силу поправки в налоговое законодательство об уплате российскими вкладчиками НДФЛ с процентов по вкладам и счетам, открытым в кредитных организациях. В ст.2 федерального закона N 102-ФЗ от 01.04.2020 указано, что каждый банк обязан передавать в территориальные налоговые органы информацию о выплаченных процентах в отношении всех физических лиц. Кроме данных о выплатах по процентам банки обязаны направлять в исполнительный орган сведения об изменении реквизитов счетов/вкладов, об изменении персональных данных клиентов. У банка есть только 3 дня с момента наступления такого события для передачи данных в ФНС.
На текущий момент все кредитные организации обязаны предоставить налоговикам не только данные о счетах клиентов, но и об операциях по ним за интересующий налоговиков период, а так же об остатках по счетам клиентов, правда, пока, для такого запроса весе же нужна мотивировка.
Если говорить об ИП и компаниях, то там мотивом для запроса может служить проводимая налоговая проверка в отношении клиента банка или контрагента клиента банка, также мотивом для запроса может послужить решение ФНС о взыскании налогов. Если говорить о клиенте - физлице, то поводом для его проверки может послужить запрос иностранной налоговой службы (если между странами подписано соответствующее соглашение). Также проверка может быть инициирована и отечественным налоговым органом, но только по согласованию с вышестоящими инстанциями.
Теперь собственно о событиях 2021 года. Любопытно, что поправки, фактически отменяющие банковскую тайну на территории России, были внесены Правительством РФ только 26 января 2021 года (причем их внесли не отдельным законопроектом, а в составе пула поправок, касающихся контроля над ценообразованием). А уже 27 января Государственная Дума в 3-м (итоговом) чтении приняла пакет революционных поправок в ст. 86 Налогового кодекса РФ. Теперь помимо указанных выше данных налоговым службам будут доступны копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие, а также образцы подписей и оттиски печатей. Согласно обнародованным данным ФНС также получит доступ ко всей информации и документам, которые в банк предоставляет клиент (а мы помним, что при рассмотрении вопроса о кредитовании клиенты предоставляют в банк не только официальную, но и управленческую отчетность, о безопасности которой теперь стоит задуматься).
Так у банка теперь будет только 3 дня для подготовки полной информации не только о клиентах, но и о конечных бенефициарах (выгодоприобретателях) финансовых сделок. Причем такие данные можно будет получить не только по конкретной сделке, но и запросить данные за определенный период. Помимо этого увеличен срок хранения (и предоставления в распоряжение налоговых органов) информации о клиентах банков с 4-х до 5-ти лет.
Кроме того в перспективе ФНС иметь полный доступ ко всей полноте банковской информации как в отношении частных лиц и ИП, так и в отношении компаний. Этот вопрос уже активно обсуждается с 2018 года и, как показывает практика, законодательство активно развивается именно в этом направлении.
Все изменения в отношении раскрытия финансовых данных о клиентах кредитных организаций, так или иначе, направлены на усиление налогового контроля. Целью такого усиления является вывод из тени черных и серых заработных плат, вывод из тени и максимальная легализация (и обложение налогами как следствие) любой коммерческой деятельности физических лиц, получение достоверных сведений об активности в экономической сфере. Государство стремиться создать условия, в которых уклонение от уплаты налогов станет не только невыгодным, но и невозможным. О перспективах ведения бизнеса и налаживания взаимоотношений с банками в складывающихся условиях, судить, конечно, каждому предпринимателю самостоятельно. А я желаю вам удачи, законных сделок и низких налогов.