Ранние годы
Омар Хайям появился на свет 18 мая 1048 года в Нишапуре, который в то время был частью Сельджукского султаната, а сейчас находится на территории Ирана. Установить точную дату рождения ученого помог гороскоп, который был составлен лично знавшим его историком Абу-л-Хасаном Бейхаки. А узнать о происхождение Хайяма удалось благодаря его полному имени. Ибн-Ибрахим значит, что его отца звали Ибрахим, а Хайям переводится как палаточный мастер. Таким образом можно предположить, что он происходил из рода ремесленников.
По всей видимости отец был не бедным человеком, так как смог дать сыну достойное образование. Учился Хайям в Нишапуре, который был одним из самых больших культурных центров, с богатыми библиотеками и школами самых разных типов. После того, как во время эпидемии умерли его отец и мать, он продал дом и мастерскую и отправился в Самарканд.
Именно в Самарканде, который был признанным на Востоке научным центром, начался путь Хайяма как ученого и поэта. Его познания в области математики и астрономии настолько поразили мудрецов города, что его сразу же сделали наставником. К этому же времени относится и написание первой научной работы Омара, которая к сожалению не сохранилась. Некоторые источники говорят о том, что она называлась 'Проблемы арифметики'. Спустя четыре года Хайям переехал в Бухару, где 10 лет работал в хранилище книг. Этот период в его жизни был одним из самых плодотворных.
Великий ученый
В Бухаре Омар Хайям написал четыре математических трактата. Сейчас исследователи говорят о том, что он во многом опередил время. Ученый изложил алгебраический метод решения квадратных уравнений и геометрический метод решения кубических. Он впервые сказал об алгебре как о науке, отметив, что ее задача – определение неизвестных величин. Большого успеха Омар достиг и в геометрии. В его трактате 'Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида' Хайям по сути доказал первые теоремы геометрий Римана и Лобачевского.
Чтобы понять жизнь тогдашнего ученого, необходимо знать одну деталь. В ту эпоху ученые и мудрецы были вольными людьми. Они кочевали из города в город, неся науку тем, кто в ней нуждался. Как правило, правители покровительствовали им. Пытаясь выглядеть достойно в глазах других правителей и своих подданных, они окружали себя учеными. Так было и с Омаром Хайямом.
В Бухаре Хайям находился при дворе Низам ал-Мулка. Говорят, что принц сажал его рядом с собой за трон и даже предлагал стать правителем Нишапура, но тот отказался. Затем, когда империя Великих Сельджуков утвердилась на территории Ирана, Хайям был приглашен во двор к могущественному султану Малик-шаху в город Исфахан. Здесь он провел 20 лет, большую часть из которых управлял огромной обсерваторией.
Султан приказал Хайяму составить новый календарь, так как ни лунный, ни солнечный зороастрийский календарь не были пригодны на практике. Через 5 лет ученый вместе с группой астрономов смог достичь потрясающих результатов, разработав новый календарь, который получил название 'Маликшахово летоисчисление'. Его уникальность состояла в том, что он был на семь секунд точнее современного григорианского календаря.
Кроме астрономии и математики, Омар Хайям писал труды по философии, истории, теософии, филологии. Он в совершенстве знал арабский язык и литературу, занимался врачеванием и профессионально изучал музыку. Хайям искусно сочинял стихи, широкое распространение которых в XIX веке и возбудило интерес к его личности. За 20 лет, проведенных в Исфахане, Омар Хайям стал одним из крупнейших ученых Востока.
Вольнодумный поэт
Спокойная жизнь Хайяма оборвалась в 1092 году со смертью его покровителей – ал-Мулка и Малик-шаха. Пришедшие к власти исмаилиты во главе с Хасан Саббахом не видели нужды в ученом. Некоторое время он еще работал в обсерватории, пока она не была закрыта, а Исфахан не потерял свое культурное значение.
Омар Хайям покинул двор и вернулся в Нишапур, где и провел остаток своих дней. Он вел преподавательскую деятельность и продолжал писать научные труды. Считается, что именно в последние годы своей жизни Хайям приобрел славу вольнодумца и вероотступника. Причиной этому было распространение его стихов, которые восхваляли наслаждение и попирали моралью.
Возможно никто никогда не узнал бы о существовании Омара Хайяма, если бы не английский поэт Эдвард Фицджеральд, живший в XIX веке. По счастливой случайности в его руки попала тетрадь со стихами, которую историки тут же приписали средневековому ученому. Авторство этой тетради до сих пор вызывает споры, но факт в том, что волею судьбы Фицджеральд стал популяризатором Хайяма. Он перевел его стихи сначала на латынь, а затем на английский.
В начале ХХ века рубаи Омара Хайяма получили невероятную популярность. Они пробудили интерес к его личности, и Хайям был открыт заново, теперь уже как великий ученый. Однако его научные достижения большинству людей с их пор остаются неизвестными. Зато нет человека, который бы не слышал о рубаях и их авторе – великом Омаре Хайяме.
Датой смерти ученого и поэта принято считать 4 декабря 1131 года. Его современник, историк Абу-л-Хасан Бейхаки, пишет, что в этот день Хайям, как обычно, проводил занятия, а потом долго читал 'Книгу исцеления' Авиценны. Наконец, он позвал необходимых людей и сделал завещание, а вечером помолился, воздал хвалу господу и умер.
В последнее время появились свидетельства того, что большая часть стихов, приписываемых Омару Хайяму, являются авторством другого человека или нескольких людей. А возможно даже, что существовало два Хайяма: один был великим ученым, другой – странствующим пропойцей, вкладывающим житейскую мудрость в свои великолепные рубаи. Вряд ли когда-нибудь мы узнаем правду. Нам остается удивляться научным открытиям ученого и восхищаться стихами поэта, известного всему миру под именем Омара Хайяма.
Великий Омар Хайям: таджик, узбек или иранец?
Иногда возникают ситуации, провоцирующие недопонимания по поводу национальной принадлежности известной личности. Не исключением в этом ракурсе является и Омар Хайям – один из наиболее неоднозначных и противоречивых исторических персонажей.
Установлено, что будущий поэт родился в персидском городе под названием Нишапур. Это, пожалуй, самая доказанная и неопровержимая составляющая его биографии. Даже точная дата его рождения пока однозначно установлена не была – примерно между 1028 и 1048 годом. Многие исследователи и энциклопедические ресурсы взяли за отсчет именно 1048 год.
Что смущает историков и литературоведов?
Омар Хайям родился и жил в то время, когда самого понятия Таджикистан и близко не было, но зато присутствовала Великая Персия – общая, достаточно большая территория. Наследниками Персидской империи принято считать иранцев, да и родился поэт в городе, который на данный момент расположен на территории этой страны. Неудивительно, что иранцы уверены, что именно они могут называть Хайяма своим героем.
Но здесь есть одно серьезное «но»… С таким же успехом его можно назвать арием или узбеком.
Чем аргументируют таджики
Тем не менее, таджикские искусствоведы и ученые однозначно настаивают на том, что Омар Хайям был земляком. Что же они предлагают в поддержку своего мнения?
- Поэт практически всю свою жизнь, по крайней мере, в тех рамках, о которых известно относительно достоверно, прожил на территории современного Таджикистана, а точнее, в городе Самарканд. Речь идет о древнем персидском населенном пункте. По некоторым источникам, так назывался ранее один из городов Таджикистана, потом название "перекочевало" в современный узбекский Самарканд. По этой причине, проживания Хайяма в Самарканде, многие узбеки называют учёного соотечественником.
- Доподлинно известно, что творец достаточно много путешествовал. Но всегда возвращался в этот город. Как говорится его постоянно тянуло в те места, которые он считал своей Родиной. В этом существует определенная доля истины, особенно в свете его философских суждений. Однако умер поэт все же в Нишапуре в 1131 году (еще один факт, который редко ставят под сомнение). Но здесь невозможно ответить однозначно, целенаправленно ли он туда отправился умирать, или это произошло спонтанно во время очередного путешествия.
- И самое главное. Установленные оригиналы произведений написаны на древнеперсидском языке, точнее, наречии, крайне близком к современному таджикскому языку. Именно по этой причине было сделано предположение, что Омар Хайям – таджик. И ведь не поспоришь! Национальную принадлежность как нельзя лучше выдает именно язык, на котором говорит человек, а тем более, творит.
- Криминалисты утверждают, что черты Омара Хайяма соответствуют усредненному типу таджика в большей степени, чем иранца. А современным методам идентификации можно верить с высокой долей вероятности.
В качестве выводов
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, безусловно и однозначно, таджики и иранцы будут еще долго спорить по поводу национальной принадлежности великого поэта, публициста, философа. И каждая сторона будет доказывать свою правоту. Но именно жители Таджикистана, по мнению многих исследователей, имеют больше прав называть его своим соотечественником.
Во-вторых, в условиях, когда ярко выраженных национальностей не существовало именно языковая принадлежность может считаться определяющей.
В-третьих, до 19-го века творчество поэта вообще не изучалось, тем более, при его жизни не велась хронология. Как следствие, информация о нем достаточно скудная. Наверное, таджики в этом ракурсе имеют веские основания называть Омара Хайяма своим земляком, считая его гордостью своей страны.