Зародился данный жанр ещё на Древнем Востоке. В России же лубок появился в XVII веке. Тогда особой популярностью лубочная живопись пользовалась среди мещан и крестьян. Хотя изначально лучшие образцы украшали дома знати.
Отличительной чертой этого направления искусства было уникальное сочетание карикатурного мастерства и юмористических подписей. Лубочная живопись в некотором роде имеет сходства с современными комиксами . Так как лубки представляли собой не что иное, как яркие и местами гротескные рисунки с остроумными подписями.
Изначально рисунки были лишь контурами простых фигурок, и только позднее их стали раскрашивать. Так гравюры превратились в красочные и привлекательные картинки. В основу лубков чаще ложились сюжеты сказок, притчей и других небылиц, неизменно вызывавшие восторг широкой аудитории. Народу нравились эти простые по виду и содержанию картинки.
Благодаря тому, что изображения не были перегружены деталями и абстрактными элементами, а содержание дублировалось текстом, лубки стали инструментом воздействия на массовое мировоззрение . В Германии времён Крестьянской войны и во Франции периода Великой революции лубочные картинки стали прародителями первых агитационных плакатов.
Их производство не требовало больших затрат, а развитие полиграфических технологий позволяло тиражировать лубки в больших количествах. Поэтому лубочные картины висели не только в домах горожан, но и в крестьянских избах. На них часто также изображались библейские и поучительные сюжеты, осуждающие людские пороки, иллюстрации к фольклорным произведениям и, конечно же, изображения миловидных девиц и городские пейзажи.
По одной из версий название этого направления уходит корнями глубоко в историю, когда вместо бумаги в народе использовался тонкий внутренний слой древесины липы – луб. Массовость лубочного производства XVIII - XIX веков позволяет судить о лубках, как о фактическом срезе культуры, обычаев и быта людей того времени.
Лубочные традиции в своём творчестве использовали такие признанные мастера кисти, как Иван Билибин , Казимир Малевич и Василий Кандинский . В начале ХХ века лубочная живопись частично перекочевала в авангардизм. К её приёмам прибегали также авторы плакатов «Окна РОСТА» , к числу которых среди прочих также относился Владимир Владимирович Маяковский.