«Рубрика: «Культурная среда.»
⠀
«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.
Николай Никанорович Дубовский ( 1859 – 1918 гг.)
Считается одним из крупнейших пейзажистов русской школы. Николай Дубовский последний руководитель «Товарищества передвижных художественных выставок», член Совета Академии художеств, профессор и обладатель большого количества серебряных и золотых медалей международных выставок.
При жизни его называли одним из величайших художников-пейзажистов России, художник написал почти полторы тысячи работ. Сегодня это творческое наследие практически утрачено.
Сохранившиеся произведения Дубовского находятся в в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Новочеркасском музее истории донского казачества, Ростовском областном музее изобразительных искусств, а также зарубежом в частных коллекциях.
Художник родился в Новочеркасске в семье казака-старшины Области Войска Донского.
Отец хотел, чтобы сын продолжал начатое им дело и к 11 – ти годам Дубовский - младший был определен кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.
Николай Никанорович изучал военное дело, как хотел его отец, а в свободное время, рисовал. Будущий художник вставал за два часа д о общего подъема чтобы заниматься любимым делом. Директор военной гимназии разглядев талант мальчика настоятельно рекомендовал Дубовскому -старшему не препятствовать сыну и разрешить изучать живопись.
В 1877 году, после окончания гимназии, Николай Дубовский уехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств.
За четыре года обучения Николай Никанорович получил четыре Малые серебряные медали, учителя пророчили молодому художнику большой успех, но он не стал участвовать в конкурсе за большую золотую медаль, Дубовский оставил кадемию, так и не получив звания художника и гарантированной зарубежной командировки.
А год спустя Николай предложил на академическую выставку две свои картины: «Перед грозой» и «После дождя». Совет Академии работы не принял. Тогда Дубовский выставил отвергнутые пейзажи в «Обществе поощрения художников» и там получил две премии.
В 1884 году на 12-ой Передвижной выставке была выставлена его картина «Зима», которая восхитила критиков и стала событием всей выставки.
Павел Третьяковым приобрел этот пейзаж и после этой удачной покупки, молодого художника пригласили в общество Передвижников.
Николай Никанорович много путешествовал по северным деревням у берегов Белого моря. Под впечатлением от этих поездок была написана знаменитая картина «Притихло», которую публика увидела на 18-ой Передвижной художественной выставке.
Ещё до открытия выставки картину приобрел император Александр III для картинной галереи Зимнего дворца.
Павел Третьяков заказывает Дубовскому повторение картины «Притихло» также для своей галереи.
Впоследствии Третьяков напишет Илье Репину: -
«Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее.»
В своей живописи художник часто обращался к зимним мотивам, он любил спокойные «штилевые» состояния природы, особенное внимание уделял эффектам освещения. Часто придавал картинам легкий национально-романтический оттенок.
С 1897 года Дубовского регулярно избирают в различные комиссии и комитеты, которые создаются при Академии живописи, он становится известен, как талантливый педагог.
В 1898 году Николай Никанорович Дубовский удостаивается звания Академика живописи.
Именно Николая Дубовского специалисты считают одним из основателей «пейзажа настроения».
Для Передвижников основной идеей пейзажа становится создание особого настроения пейзажа, впечатления, мира переживаний человека.
Николай Дубовский являлся ярким и активным членом Товарищества, регулярно участвовал в выставках и делах обьединения.
В 1898 году, он становится не только идейным вдохновителем, но и фактическим руководителем Товарищества.
И под его руководством Товарищество передвижников из скромного объединения молодых художников превратилось в мощный культурный центр, который уже самостоятельно определял процесс развития художественной культуры в России.
Картины:
«Зима» —1884
«Притихло» —1890
«Зимний вечер» — 1895
«Родина» — 1905
«Жатва» — 1906
«На Волге» — 1892
«Пейзаж с радугой » —1892
«Сумерки» — 1897