Давайте поговорим о истории! И не просто истории, а о истории Бубна. О Бубнах всегда было много разговоров. В России особенно, так как именно наша Сибирь всегда придавала этим разговорам, особый, культурно-мистический окрас. Тем не менее Википедия скупа на описание и историю:
"Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. "(с)
Что же такое Бубен? Такой разный и такой одинаковый, многоликий у множества культур, и в то же время современный оркестровый, духовный инструмент. Какова его история? Как и какими народами он использовался? Попробуем собрать картинку воедино и отследить основные моменты истории этого инструмента. Проследить за нитью его пути.
История
Прежде всего стоит отметить безусловную архаичность его конструкции. За тысячелетия его конструкция менялась слабо. Материалы и формы сменяли друг друга, но принцип устройства оставался тем же. И действительно, что еще нужно? Обод из прочного материала, упругая звучащая мембрана, колотушка (роль которой может играть и рука играющего), в качестве дополнения бубенцы и погремушки - вот и все. С большой долей вероятности, можно предположить, что из нынешних инструментов Бубен самый древний (не считая Стиков - поющих палочек). Ударные вообще были первыми, поскольку их история началась в тот момент когда лохматый предок с каменным топором, ударил одну сухую палку другой и обрадованный звонким звуком, стал стучать простые и вечные ритмы этого мира. Было это около 35 000 лет назад, в период, когда человечество формировало образно-символическое мышление, а вместе с ним такие элементы культуры как: наскальная живопись, музыка и обрядовая практика.
Следующим за Стиками стал Бубен. Для древнего человека кожа на ободе - уже живой зверь. Он поет. Это древнее отношение к бубну как к Коню (Оленю или иному Зверю) сохранилось во многих культурах (особенно в сохранивших традиционную религию). Это гораздо позже культуры разделятся и социумы обособятся, тогда и бубен обособится, примет множество форм и типов. А пока он еще молодой.
Гораздо позже он всплывет на Западе «сначала в южноевропейской музыке, а со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке (с XIX века). Считается, что Европейский бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, распространённого на Ближнем Востоке и в греко-римской античности (см. Тимпан ).» Таково мнение современных историков музыки, оно впрочем вызывает сомнения, поскольку маловероятно чтобы Европа не знала бубна ранее. Вероятно он просто был временно вытеснен своими более молодыми наследниками где-то на границе неолита.
А на востоке, в том числе в Сибири бубен существовал в массе форм, но в более неизменном, традиционном для местных культур виде.
Какие бубны бывают
Каков он, традиционный бубен? Чаще всего круглый, хотя уже даже тут сложно быть однозначным. У Якутов и ряда иных народов Сибири, бубны - яйцевидные и даже овальные с обилием ребер натяжения по ободу и рукоятью, которая крепится к ободу кожаными ремнями. Обод цельногнутый, чаще всего из сосны или кедра.
В Алтайско-Саянской традиции бубны круглые, ребра натяжения есть только в верхней части бубна, а массивная рукоять жестко закреплена к широкому ободу-обечайке. Обод этот имеет цельногнутую конструкцию и, выполняется чаще всего из сосны или лиственницы. К особенностям этого вида также можно отнести то, что ручка как правило символически изображает мужскую фигуру, а также, поперечину из металла (изображающую руки фигуры).
Аутентичные американские бубны (индейские), могут иметь цельногнутый либо сборный обод. Сборный составляется из деревянных плашек и стягивается шнурком, реже клеится. Рукояти как таковой у них чаще всего нет, а ее функцию выполняют шнурки или ремни, натягивающие кожу сзади (в отличии от Сибирских бубнов у которых кожа чаще всего крепится непосредственно к ободу). Особо стоит отметить иное строение колотушки, которая ближе по виду и устройству к барабанной палочке с мягким навершием.
Азиатские бубны как это ни странно, конструктивно сходны с американскими. Рукояти у них чаще всего нет, кожа стянута позади обода жгутами или ремнями. Правда, наборную конструкцию обода тут не используют (точнее не использовали до 20-го века). Зато в азиатских инструментах встречается как цельногнутый обод, (реже) так и слоеный гнутоклееный из слоев шпона. Колотушки (в тех случаях когда они есть, так как в Азии нередко играют руками) длинные и тонкие, иногда загнутые с навершием из кожи или войлока.
Отличительной чертой Азиатских бубнов является гораздо более высокий строй. Вероятно, виной этому субтропический климат с высокой влажностью, а может и особенности местных музыкальных культур.
Бубен веками служил и верным Конем шаману-лекарю и инструментом общей медитации и просто музыкальным инструментов для всякого праздника. Он принял множество форм и остался неизменным. Он породил барабаны путем эволюции обода в трубчатую обечайку. В Африке например, это всеобщая тенденция и там ударные активно развивались именно поэтому пути, а в обеих Америках широко распространены как бубны, так и барабаны. Причем со временем барабаны стали больше музыкально-торжественным и танцевальным инструментом, а за бубнами сохранился статус инструмента шамана и сказителя.
Европейская же ветка дала оркестровые бубны и массу различных ударных инструментов самых разных типов. Здесь духовная музыка с приходом христианства переориентировалась на духовые инструменты и хоровое пение гимнов, а потому ударные наиболее развивались в светском направлении.
Будучи дедом барабанов, бубен и сейчас поражает широтой возможностей. Он может применяться не только как музыкальный инструмент, но и для вибро-акустического массажа (в виду мощной инфразвуковой составляющей в звуке) и духовной практики.
Его внуки, развивая каждый свою специфику приобрели множество форм и удивительных качеств, но потеряли ту архаичную универсальность и ту древнюю многотысячелетнюю ауру, которую создавали бесчисленные поколения, во времена когда волшебство и музыка еще не разделились. И сегодня Бубен является одним из самых универсальных средств, а вместе с тем и методов для работы в самых разных областях. Ведь он ведет нас к самим себе, к волшебству нашей собственной, внутренней Тишины. А Тишина дает возможность новой точки обзора и новых методов взаимодействия.
Вессемир Воронцов, Творческая лаборатория "Руда Нави"
Руда Нави в сети: