В новый век Стивен Уилсон и Тим Боунесс, они же группа No-man, вступили как коллектив всё более и более музыкально склоняющийся к прогрессивному року в широком понимании этого термина.
Альбом "Returning Jesus" (2001) отлично подтверждает этот тезис.
Сборник эмбиентных и минималистичных баллад. Такую характеристику дал очередному студийному лонгплею дуэта один из рецензентов. В целом оценка кажется мне справедливой. Но хочется обязательно добавить, что баллад деликатных, джазово-психоделичных, с умелым и очень качественным духовым и струнным аккомпанементом, с обворожительным и проникновенным вокалом Боунесса. Проговая атмосфера на диске создается не нагромождением наворотов, а сдержанностью и изяществом задумки и исполнения.
Поддерживают неизменный дуэт на сей раз ударник Стив Янсен (Steve Jansen - Japan), басист/контрабасист Колин Эдвин (Colin Edwin - Porcupine Tree), саксофонист/флейтист Тео Трэвис (Theo Travis - известный сессионный и соло-музыкант, позже Soft Machine), трубач Иен Карр (Ian Carr - Nucleus).
И одно маленькое замечание для тех, кто возьмется за этот альбом впервые. Прослушайте сначала девять песен оригинального издания. А второй диск двойного CD-переиздания 2017 года оставьте на потом. Иначе основная идея пластинки потеряется под слоем би-сайдов, демо и альтернативных версий.
Второй альбом ,появившийся в 2001-ом, "Lost Songs VOL 1" представлял собой сборник неизданных в предыдущее десятилетие композиций - демо-записей и ремиксов. Плюс одна выходившая ранее вещица под названием "Days in the Trees - Bach".
Лишь на пяти композициях из 14 дуэту Уилсон-Боунесс помогают знакомые нам Тео Трэвис и Мел Коллинз (Mel Collins) на саксофоне и флейте, Колин Эдвин на контрабасе, басист-сессионщик Силас Мейтланд (Silas Maitland) и Роберт Фрипп, понятно на каком инструменте. Тем не менее, треки ""Lost Songs" не производят впечатление недоделанности. Они запросто могли бы войти в финальную версию многих альбомов No-Man и дать фору некоторым работам других групп
Ютуб-канал Donkho de Helio
Спустя пару лет No-Man вновь "выстрелили дуплетом". Лонгплей "Together We're Stranger" - мрачная, трогательная пластинка с сильной лирикой, в абстрактном ключе, но очень подробно, описывающей разрыв отношений и реакцию на тяжелую утрату.
Первые четыре песни представляют собой 28-минутную сюиту со связанными лирическими и повторяющимися грустными атмосферными музыкальными темами, одна из которых цитирует композицию "Drugged" из другого проекта Уилсона Bass Communion. Вторая половина диска представляется более светлой, акустической, но отнюдь не более радостной.
Из музыкантов, помогавших в записи "симфонии отчуждения", наиболее знакомым нашим читателям, вероятно, покажется сыгравший в паре вещей на фисгармонии Роджер Ино (Roger Eno), брат Брайана и сочинитель эмбиентной музыки. Что поделаешь? Семейная традиция.
В том же 2003-ем свет увидела и очередная EP-шка "All That You Are".
По сути это опоздавшее на пару лет дополнение к "Returning Jesus" с одной песней, вошедшей на альбом, и тремя, туда не попавшими. Не попавшие треки ("Until Tomorrow", "Chelsea Cap" и "Darkroom") есть на прикрепленном выше бонусном диске делюкс-издания "Возвращающегося Иисуса", поэтому можете послушать их там. Впрочем, как отдельное издание они выглядят гораздо более целостно.
После этого в деятельности No-Man наступил достаточно длинный перерыв, за время которого был издан весьма представительный, охватывающий все периоды творчества группы, но не содержащий нового материала сборник "All The Blue Changes" (2006)
и промо-сингл "The Break-Up For Real" (2007), выпущенный к переизданию "Together We're Stranger"
Лишь в мае 2008-го Боунесс и Уилсон, занятый до того другими своими проектами, разразились очередным студийником. Ещё более меланхоличным и лиричным чем два предыдущих.
Любителям "лошадиной дозы" темной и возвышенной ностальгии рекомендуется. Остальным принимать осторожно. По паре песен за пятнадцать минут до еды.
А если серьезно, то музыкально "Schoolyard Ghosts" следует в кильватере "Returning Jesus" и "Together We're Stranger". Диск исследует горько-сладкие воспоминания лирического героя о прошлом. Было бы странно сопровождать их мощными гитарными риффами или электронно-танцевальным битом. "Призраки школьного двора" несомненно стоят прослушивания, но ни в коем случае не фонового, ибо в таком случае можно не расслышать заложенных в этой негромкой музыке смыслов.
Помимо неизменных Трэвиса и Эдвина горько-сладкой парочке😊 в записи на сей раз помогали Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto - King Crimson), Гэвин Харрисон (Gavin Harrison - Porcupine Tree), Брюс Кафан (Bruce Kaphan - American Music Club), еще несколько сессионных музыкантов, включавших исполнителя на традиционном китайском инструменте янгкин (yangqin), и Лондонский сессионный оркестр (аранжировка струнных - Дэйв Стюарт. Тот, который "кентербериец" из Egg, Khan, Hatfield and the North, National Health).
На песни альбома были сняты три стильных черно-белых ролика
Ютуб-канал Kscope
После выхода "Schoolyard Ghosts" No-Man сыграли свой первый полноценный концерт за пятнадцать лет. Выступление в лондонском Bush Hall 29 августа 2008 года было зафиксировано на пленку и под названием "Mixtaped" выпущено в 2009-ом на DVD.
Ютуб-канал Kscope
После концерта в Лондоне последовало эпохальное событие. Группа впервые сыграла за пределами Великобритании. Сначала в Зутермере (Нидерланды) и затем Дюссельдорфе (Германия) 3 и 4 сентября 2008 года соответственно.
Ранние выпуски DVD включали аудио-CD "Highlights From Mixtaped" с записью основных моментов шоу в Буш-Холле.
В 2009-ом был издан и очередной мини-альбом "Wherever there is light", где заглавной была одноименная вещь с "Schoolyard Ghosts". К ней были добавлены две концертных версии песен, взятых с "Mixtaped" и две эксклюзивных композиции
Выступать "живьем" Стивену и Тиму, похоже, очень понравилось. Ибо следующий "полнометражник" в дискографии No-Man вновь оказался концертным. В многофункциональном зале курортного местечка Лимингтон, что в английском графстве Уорвикшир, группа выдала мощный сет, включавший и одну ранее неизданную песню "Beaten By Love" из раннего периода творчества дуэта,
Начало выступления вышло очень жестко-рОковым (для No-Man, естественно), вторая половина помягче и позадумчивей, но всё равно поживей, чем на паре последних студийников, и завершилось шоу опять же мощной рОковой кодой.
Вместе с неизменными Уилсоном и Боунессом 14 октября 2011-го на сцену вышли работающий с Тимом в команде Darkroom гитарист Майкл Беарпак (Michael Bearpark), игравший на альбоме "Together We're Stranger", и клавишник Стивен Беннетт (Stephen Bennett), участник коллективов The Fire Thieves, henry fool, The Opium Cartel, принимавший участие в записи и "Together We're Stranger", и "Schoolyard Ghosts" и сольников Боунесса. Барабанщик Эндрю Букер (Andrew Booker) и басист Пит Морган (Pete Morgan) стартовали вместе с No-Man с "Призраков". Букер, как и Беннетт с Беарпаком, работал с Боунессом, а также в henry fool. Морган же является электронным музыкантом, выступающим под псевдонимом UBX, и известным басистом-сессионщиком. Вся перечисленная четверка была в концертном составе No-Man при записи "Mixtaped". Как и классический скрипач Стив Бингхэм (Steve Bingham), в обоих случаях добавивший красок в звуковую палитру.
"Love and Endings" увидел свет в феврале 2012-го и был поддержан небольшим туром, включавшим выступление в Варшаве. После чего пути Уилсона и Боунесса разошлись на долгих семь лет.
Последний на сегодняшний день опус No-man появился только в 2019-ом.
Задумка альбома возникла ещё в 1994 году. Была даже написана часть музыки (приблизительно в то же время, когда шла работа над "Flowermouth"). Фактически "Love You to Bits" наследует линии, заданной на дебютном релизе дуэта "Loveblows & Lovecries - A Confession". Но тогда, в 90-е, Тим и Стивен повернули в другую сторону и возвратились к истокам лишь через двадцать пять лет. Поп, трип-хоп и электроника плюс элементы эмбиента вновь сочетаются самым органичным образом, создавая по мнению одного критика "прогрессивное диско" (ну да, "тяжелое диско" когда то давно уже играли Kiss😊) или "десять хаус-ремиксов на одну песню" по мнению другого.
Но, как бы не воспринимал конкретный слушатель эти две пьесы (каждая из пяти частей), музыка Уилсона и пение Боунесса дадут сто очков форы многим новомодным электронным проектам. Мастерство, как говорится, не пропьёшь.
Помогали создавать сие звуковое полотно следующие музыканты (почти все дебютанты записей No-Man). Известнейший сайдмен и сессионщик, клавишник Адам Хольцман (Adam Holzman). Среди его нанимателей не только сам Уилсон (для своих сольников), но и Майлз Дэвис, Майкл Петруччиани, Гровер Вашингтон, Маркус Миллер и Роббен Форд. Словацкий джазовый гитарист Дэвид Коллар (David Kollar), в активе которого работа над проектом Komara вместе с Пэтом Мастелотто и над сольником Уилсона "To the Bone". Ещё один сессионщик Эш Соан (Ash Soan) помимо Авива Гефена (партнера Уилсона в Blackfield) играл с Лизой Стэнсфилд, Белиндой Карлайл, Адель и Риком Уэйкменом, а также отметился в группах Del Amitri и Faithless. Лишь басист Пит Морган остался на своем месте с прошлой записи. Но ему сам бог велел это сделать, учитывая его основную музыкальную специализацию.
Посмотрим останется ли кто-то из этой четверки со Стивеном и Томом, если те, паче чаяния, решатся на ещё одну (а может и не одну) пластинку.
А пока... Пока, пройдя через ряд стилистических изменений, раскладывая по полочкам современную популярную музыку, включая пост-рок, даб, джаз, прог, техно, эмбиент и т.д., и синтезируя на этой основе свой собственный звук, используя мастерство и вдохновение неизменно талантливых музыкантов самого разного калибра и самой разной жанровой принадлежности, No-Man остаются одним из самых интересных и, вероятно, самых недооцененных явлений современного прог-рока
Автор заметки - БиС
Предыдущие материалы по теме:
Наш медиа-партнер Радио "Выход"
Радио "Выход" приглашает:
Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике: