Найти тему
Мета - классика

Странная волна греческого кинематографа

Оглавление

Каким животным вы бы хотели стать?

Фестивальное кино радует, а иногда пугает зрителя нестандартными сюжетами . Йоргос Лантимос в своей новой картине «Лобстер» обстреливает зрителя радикальными высказываниями. Представьте себе мир, где главное – любовь и …ужаснитесь. Идея романтической любви не так нова, как мы привыкли считать, впервые о ней запели рыцари позднего средневековья. Но их представления о любви сильно отличались от наших.

Д. У. Уотерхаус «Тристан и Изольда с ядом»
Д. У. Уотерхаус «Тристан и Изольда с ядом»

В преддверии 14 февраля безнадёжно одиночки закроются в своих домах и не будут проверять соцсети, чтобы не утонуть в потоке романтической атрибутики. Ежегодно компании получают огромные деньги с продажи разнообразных сердечек, духов, конфет, цветов и других менее очевидных вещей, больший ажиотаж вызывают только новогодние праздники. Неудивительно, что многие чувствуют себя некомфортно. Социум давит на нас с помощью всего хорошего и всего плохого. Одиночки грустят, потому что из каждого угла кричат про ценность любви и счастье быть в отношениях.

Это тоже Тристан и Изольда в интерпретации Дали
Это тоже Тристан и Изольда в интерпретации Дали

«Лобстер» доводит ситуацию до абсурда. В мире фильма человек не может существовать без пары. Главный герой фильма попадает в отель для поиска новой пары, потому что жена его разлюбила. В том случае, если он не найдет себе пару за 45 дней, его превратят в животное. Каждый день постояльцев вывозят в лес отстреливать одиночек, сбежавших из отеля, за каждого убитого стрелок получает дополнительное время.

Результат охоты
Результат охоты

Фильм создан из метафор, их узнавание – отдельное удовольствие от искушенного зрителя. Начиная от очевидных библейских «каждой твари по паре» ( в городе люди ходят исключительно парами), до экзистенциальных «каждый рождается и умирает одиноким» - одиночки должны сами копать себе могилы. Мир фильма живет по своей логике, как и во всех картинах Лантимоса. Герои «Лобстера» не могут стать парой, если у них нет ничего общего, поэтому они готовы на многое: претворяться бесчувственными, разбивать себе нос раз за разом, угрожать самоубийством. Когда сходство исчезает, героям не приходит в голову, что оно им не нужно для того, чтобы оставаться вместе. Абсурд тем и хорош, что каждый день мы живём по законам, нам не нужным, но не осознаем этого. А так мы хоть можем посмеяться над собой в комфортной обстановке.

Лантимос стал популярным режиссёром, его «Фаворитка» получила семь главных наград BAFTA . В отличие от более ранних работ это игровой фильм, он следует за историческими событиями, но и в этой картине нашлось место для абсурдности.

Костюмы и декорации в этом фильме отдельное произведение искусства
Костюмы и декорации в этом фильме отдельное произведение искусства

Странная волна

В 2008 году в Греции случился экономический кризис, который повлек за собой протесты. На авторском кино эти события тоже сказались - режиссёры остались без финансирования. Но что плохо для художника, часто хорошо для искусства. Малобюджетное кино следующего 10-летия критики назвали Странной волной, по аналогии с Новой волной 50х.

Молодые режиссёры Афина Цангари, Александрос Авранас, Бабис Макридис и прославившийся Йоргос Лантимос сняли тревожные, абсурдистские картины. Отсутствие финансирования сплачивает, поэтому режиссёры участвуют в съемках картин друг друга, так что концентрация нового видения в фильмах Странной греческой волны зашкаливает. Сами режиссёры не объединят себя в одно движение, как отвечал Йоргос Лантимос в одном интервью у «Странной волны» нет общей философии.

-5

Политика в эпоху индивидуализма

В фильмах Странной греческой волны нашлось места самым необычным персонажам. Но если Голливуд воспевает странности, новая волна делает их нормальными. В «Лобстере» мы не видим привычного конфликта между героем и обществом, вокруг столько абсурдного, что необычные черты героев воспринимаются как обыденность.

Многие режиссёры работают с ЛГБТ темой, но она остается повседневной. В «Лобстере» главный герой просит записать его как бисексуала, но ему отказывают потому что боятся подлога. Весь фильм построен на контрасте противоположностей одиночки-мизантропы и парочки, это мир жесткого выбора, где ты обязан быть предсказуемым (либо геем, либо гетеро в данном случае) (что бы ни у кого не возникло сомнений в твоей искренности).

Кадр из "Лобстера"
Кадр из "Лобстера"

Личное – это политическое

Многие фильмы Странной волны сняты про переживание отдельного человека или семьи. Например, в «Клыке» Лантимос показывает жизнь семьи, где все дети живут по правилам придуманным отцом. Они не могут выйти за пределы дома, поэтому у них искажённые представления о мире. Картина демонстрирует нам, что произойдет, если «маугли» попадет в искусственно созданный мир, где кошки – ужасные убийцы, а зомби - маленькие цветочки. Героиня фильма «Аттенберг» Афины Цангари испытывает отвращение от идеи физического контакты.

«Аттенберг» Афины Цангари
«Аттенберг» Афины Цангари

Герой «Л» Бабиса Макридиса живёт в своей машине и встречается с женой и детьми только на автостоянках. Кризис у героя случается из-за потери работы водителем. Можно смотреть эти картины как аполитические, но в действительности мы сами выбираем оптику.

«Мой фильм изначально не был задуман политическим, но первый вопрос, который задают, почти всегда касается кризиса и политики. Я это прекрасно понимаю, Греция переживает печальный период, и весьма логично, что во всем ищут политическую подоплеку. Мы не можем игнорировать этого. И порой даже неосознанно политика оказывается в наших фильмах. Ведь по большому счету, даже если вы не голосуете — это тоже политический акт» —Бабис Макридис.

Личный выбор становиться политическим высказыванием, если вы не делаете того, что делают все – это политический поступок, если вы делаете то, что не делают все остальные – это тоже политический поступок. Любое наше высказывание в сети остается сохраняется навсегда. Это великолепный инструмент для контроля при принятии на работу, для ограничений передвижения, для общественной и личной жизни. Говорить о страхе, тревоги и особенностях, иногда разделяющих людей - это уже смелое высказывание.

Кадр из "Лобстера"
Кадр из "Лобстера"

Герои Странной волны пытаются быть самими собой, в тревожном разваливающимся мире. Они находят и теряют куски своей идентичности в этом новизна Странной волны. А ещё никто из них не знает, как правильно, и это освежает после голливудской новой этики.