Приехав в Тиват, я не могла упустить случай побывать на настоящей подводной лодке, и я не была разочарована
Тиват – очень маленький городок, достопримечательностей в нем почти нет, поэтому экскурсия на подводную лодку- это прекрасная возможность пополнить свои поверхностные знания о субмаринах.
Чтобы попасть на подводную лодку, надо пройти по знаменитой набережной яхт-марины Порто Монтенегро со множеством причалов для роскошных яхт до самого конца.
Ориентиром может быть пляжный клуб Puro Beach, который издалека выглядит как небольшое белое здание. От него следует двигаться вправо , стараясь обнаружить зеленый забор, за которым скрываются подводные лодки.
Не смотря на довольно длинную дорогу и проблемы с поиском, со мной набралось около 10 посетителей, что вполне достаточно для столь тесного помещения.
Лодка носит гордое название «Герой», но в военных действиях она участия не принимала. Это была первая построенная Югославией собственная субмарина, она бороздила водные глубины с 1967 по 1991 годы.
На лодку поднимаемся по лестнице и попадаем в нее через специально прорезанный в корпусе вход для экскурсантов. Конечно, на действующих подводных лодках экипаж попадает внутрь через люк в «крыше».
Прежде всего привлекают внимание окрашенные красной краской 4 торпедных аппарата, находящиеся в головной части лодки.
Рядом в полу находится квадратный люк, ведущий вниз в камбуз. Спуск в него по вертикальному прикрепленному к стене трапу. Камбуз крохотный, на стенах полки для посуды и продуктов, в распоряжении у кока двухкомфорочная электрическая плитка. Понятно, что питался экипаж блюдами, приготовленными из полуфабрикатов, и консервами. А стол был закреплен на потолке и опускался на пол только во время приема пищи.
Для управления движением лодки требовались сразу 2 рулевых, один из которых отвечал за изменение глубины погружения, а второй за движение по заданному курсу.
В центре командного отсека расположен перископ на красноватой штанге с двумя боковыми ручками для наведения.
Все потолки и стены внутри лодки сплошь покрыты множеством проводов и различных приборов, приходится только догадываться, насколько это сложное техническое сооружение и как сложно им управлять. Хотя по современным меркам лодка «Герой» совсем небольшая, ее длина 50,4 м, ширина - 4,7 м, высота - 9,75 м.
И в этом ограниченном пространстве в течение нескольких дней находился экипаж из 28 человек, включая капитана. Только у капитана была отдельная крохотная каюта – половина купе современного поезда. Остальные моряки спали на трех ярусных койках, расположенных всюду, где только могли найти для них место, по всей лодке, даже в моторном отсеке рядом с шумными двигателями. И все равно число коек соответствовало лишь тому числу моряков, которые в данный момент не несли вахту, иными словами, на всех их не хватало, спали по очереди.
Из удобств на всех 28 моряков имелся единственный унитаз за занавесочкой, пресная вода выдавалась только для питья по 2 литра в сутки, помыться можно было только на берегу по завершении похода. А ведь внутри было очень жарко, люди потели.
Вот в таких очень сложных условиях приходилось в то время служить морякам-подводникам.
Некоторые подробности взяты из статьи
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Буду рада новой встрече с Вами!