В СССР не было человека, который не смотрел бы прелестные музыкальные фильмы с милой миниатюрной блондинкой в главной роли.
Она была не менее популярной, чем Цара Леандер или Марлен Дитрих. В популярные в те времена киноконцерты телевизионное начальство обязательно включало знаменитое танго в исполнении той же хрупкой блондинки с короткими волосами, одетую в превосходно сшитый фрак.
Девушка была наивной, открытой, милой, готовой придти на помощь и, несмотря на свою миниатюрную хрупкость, обладала характером бойца. Настоящий идеал советской девушки на экране воплощала венгерская актриса Франческа Гааль.
Настоящее имя актрисы доподлинно не известно, кто-то называет ее Фанни, кто-то Сидония. Мнения историков относительно года ее рождения совпадают, но вот насчёт месяца согласия нет. Принято считать, что Франческа родилась зимой 1904 года и была последним ребенком в огромной дружной еврейской семье. Девочка имела превосходную память и легко заучивала длиннющие стихотворения, которые читала с табуретки на многолюдных семейных праздниках. Родные считали ее увлечение театром блажью и хотели видеть в руках девушки надёжное ремесло. В крайнем случае, подошла бы и работа матерью большого еврейского семейства. Но у девушки были свои планы- она сбежала в Будапешт, накинула себе пару лет и была принята в театральную школу, откуда ее вскоре с треском выгнали за прогулы. Напрасно девушка оправдывалась, что вместо занятий она посещала лучшие спектакли и фильмы, дороги назад ей не было. Упорная девица не унывала - перечитала всю классику и делала успехи в занятиях вокалом. Девушка получала крохотные роли в немом кино, а вот с театром как-то не складывалось - интенданты считали ее некрасивой.
Избитая история с внезапно заболевшей звездой помогла и Франческе - молниеносный ввод в спектакль и бешеный энтузиазм, с которым Франческа исполнила свою роль, принесли плоды - девушку заметили и оценили. Волна успеха превратилась в цунами, когда импресарио догадались предложить Франческе роль в оперетте. Она перепела всего Кальмана и имела грандиозный успех.
Ее близкий друг, Герман Костерлиц, журналист и гений пиара, шаг за шагом строивший карьеру Франчески, сообразил, что с приходом в кино звука его подруга имеет шансы стать кинозвездой, и добыл для подруги выгодный контракт на знаменитой немецкой студии УФА.
Франческа готова была переехать в Берлин и приступить к съемкам фильма "Паприка", будущего хита, но театральное начальство напомнило девушке о подписанном ею контракте. Франческа умела сжигать мосты без раздумий - в день премьеры она разрезала на ленточки шикарное платье, в котором должна была выйти на сцену, и отослала его директору театра со словами - я не выхожу на сцену в платье, которое плохо сидит!
Франческа с треском вылетела из театра, а на ее место приняли молодую дебютантку, которая тут же наэлектризовала театр своей бешеной энергией. Улыбчивую "электростанцию" звали Марика Рёкк.
В Берлине Франческа стала супзвездой после первого же фильма. Она снималась уже около двух лет, когда в 1933 году к власти пришли фашисты. Евреи массово покидали Германию, а безрассудная Гааль пыталась бороться за демократические права, пока Генрих Гиммлер в бешенстве не поставил ей ультиматум - или эмиграция, или концлагерь.
Гааль и Костерлиц оказались в Австрии, которая уже была заражена коричневой чумой, но ещё ею не заболела. Бойкий Костерлиц начал писать сценарии, а потом и вовсе решил стать режиссером, и преуспел. У него была знаменитая актриса, простые, но беспроигрышные сценарии, все как один про Золушку, и фантастическая хватка.
Для каждого фильма специально создавали запоминающуюся песню, которую после премьеры фильма распевала вся Европа, проводили пиар кампанию, вводили в моду то, что носила актриса и ее прически. Фильмы "Ева и Петер" и "Маленькая мама" побили все рекорды популярности. "Ева и Петер" был показан в Москве и тут же приобретен для проката в СССР. Мудрые чиновники от культуры, как водится, перевели название фильма, и на афишах кинотеатров появилась реклама фильма "Петька". В то же время на экраны вышел фильм "Чапаев", могу себе представить произведенный эффект от обеих афиш, висящих рядом. С тех пор фильм в советском прокате назывался просто "Петер".
После аншлюса Гааль и Костерлиц сбежали в Париж, где состоялось судьбоносное знакомство с Джо Пастернаком, будущим директором студии Юниверсал. Следующие два года Гааль провела в Голливуде, но звездой не стала. Лучший друг актрисы, уже американский подданный по имени Генри Костер, с Франческой не церемонился. Ей было под сорок, и она уже плохо подходила на роль Золушки. Ему нужна молоденькая девушка, такая же чистая и наивная, какой была Франческа в начале их дружбы. Милая невинная 16-летняя дебютантка по имени Дина Дурбин заменила Франческу в фильмах и в жизни Генри Костера.
Франческа опять сожгла мосты. Она не нашла ничего лучше, чем вернуться в Будапешт. Портье в отеле шепнул ей, когда она заполняла документы на рецепции - мадам, вас ищут! Но Франческа сходила с ума от тревоги за свою семью. Ей пришлось исчезнуть ради спасения своей жизни, несколько лет она провела в подвале дома друзей в немецком квартале. Там она узнала, что почти вся ее семья уничтожена фашистами - кого-то расстреляли прямо на улице, кто-то сгинул в концлагере, кто-то погиб в гетто..
Франческу спасли советские солдаты. 9 мая 1945 года она пела для своих спасителей, пила с ними спирт за победу и крыла матом фашистов. "У меня к ним свой личный счёт", - говорила она командованию. Она приезжала в союз летом 1945, встречалась со Сталиным, которому она нравилась. Берия по слухам помогал ей в поисках брата Матеуша, пропавшего без вести. Власть поддерживала ее, и Франческа вернулась кинокарьере. В Первый съёмочный день фильма "Король бастует" в феврале 1946 года она исчезла. Больше не никто не видел.
По слухам, она перебралась в Америку, где и ушла в полной безвестности в начале 70-х годов. Эта очаровательная женщина умела сжигать за собой мосты.