Я ругала. Несколько раз во 2 классе. Сожалею об этом. И теперь, считаю, что 5-бальная система отметок - несовершенна, а порой даже вредна детям.
А ругала потому, что ошибки были допущены по невнимательности. И мне казалось, что если я строго, ругаясь, объясню ребенку, что надо быть внимательнее на уроках и не отвлекаться, то он станет внимательнее. Это не так!
Осознала свою ошибку потом, когда ребенок стал бояться "4"; стал переживать, когда я спрашивала об оценках; не показывал свои тетрадки; волновался перед контрольными.
Но для меня оценки - это не просто отметка в дневнике. А показатель того, насколько ребенок усвоил материал, как свободно он может на уроке оперировать знаниями, как он справляется с заданиями на контрольных и проверочных.
Если получил "4", то есть в знаниях пробел или не мог сосредоточиться на уроке.
Перестав ругать ребенка, я стала анализировать каждую его четверку и проверять, как он усваивает материал на уроках. И поняла в чем проблема.
В начальной школе надо научить детей учиться. И помогать им. Нельзя пускать ребенка в "свободное плавание". Я понимаю, что надо ребенка приучать к самостоятельности. Но, именно в младших классах, у детей закладываются основные навыки и умения, если они сформируются неправильно, то в старших классах и даже в жизни, могут появиться проблемы.
Если вы, проанализировав оценку ребенка, понимаете:
- что у ребенка пробел в знаниях, то объясняете заново эту тему и даете дополнительные задания. На своем канале я регулярно выкладываю задания для тренировок.
- что ребенок допустил ошибки по невнимательности, то начинаете выполнять упражнения на внимание. Читайте 4 упражнения и 3 совета для развития внимания школьника.
- что ребенок просто боится контрольных и проверочных, не может отвечать перед всем классом или волнуется при виде учителя, то обращайтесь к психологу. И лучше - не к школьному.
- что ребенок не может сосредоточиться на уроках, то пересмотрите режим дня, питание, отдых ребенка. Возможно, ребенок недосыпает, ему не хватает витаминов или слишком много времени играет в телефоне.
- что не знаете почему, ребенок получил такую отметку - обратитесь к учителю.
Сейчас у нас все хорошо. Или не очень? Я давно не ругаю за четверки, но ребенок теперь сам не хочет получить отметку "4". Тянется в классе за другими детьми, которые учатся на пятерки.
Все чаще и чаще задумываюсь о несовершенстве 5-бальной системы. Оценка "4" может быть разной: близкой к пятерке или близкой к тройке. Оценка "3" иногда бывает "почти четыре", а иногда "почти два". Часто ставят оценку с минусом или плюсом, но в журнал минус или плюс не ставятся.
5 баллов - слишком грубая и резкая система оценивания, неспособная отразить все особенности успеваемости школьника и не мотивирующая ребенка учиться. Ведь уже есть ЕГЭ, где 100-бальная шкала. В электронном журнале Эпос предусмотрена 100-бальная система. Вероятнее всего, что уже "наверху" задумываются о том, что в будущем система оценивания учащихся должна измениться.
Ведь по сути получается, что "единицу" практически не ставят, "двойки" часты, но итоговых "двоек" тоже мало. И остаются только "тройки", "четверки" и "пятерки". Фактически 3-бальная система.
В воскресной школе и в 1 классе иногда оценивают "уровнями". И на основе этого я придумала свою систему оценивания:
Уровень может быть:
- Очень высокий.
- Высокий уровень.
- Выше среднего.
- Средний.
- Ниже среднего.
- Низкий.
- Очень низкий.
- Нулевой уровень.
Стала изучать. какие оценки ставят детям в других странах мира. Интересно, но непонятно, что лучше.
Украина - 12-бальная система. Отличники с оценками - 10, 11, 12.
Латвия, Белоруссия, Италия, Испания, Мексика - 10-бальная.
Франция - 20-бальная.
Япония - 100-бальная в комбинации с буквами.
Знания важнее отметки, но без оценок в школе не обойтись.
Ставьте лайк! И пишите, за какие оценки вы ругаете ребенка.