Первый отечественный серийный автомобильный дизельный двигатель.
История появления на ярославском заводе этого мотора больше похожа на детектив.
Еще до войны конструкция американского двухтактного двигателя GMC 4-71, послужившего прототипом ЯАЗ-204, была выбрана нашими инженерами для машины Я-1. В 1942 году под дизель GMC 4-71 специально разработали шасси грузовика ЯГ-9, а с 1943 эти моторы устанавливали на знаменитые тягачи Я-12. Мотор зарекомендовал себя очень хорошо. но для того, чтобы производить точную копию дизеля GMC, требовалась лицензия. Руководство General Motors не стеснялось при определении цены патента, обозначив Советскому Союзу цифру в почти 5 миллионов долларов США. Скидки не предусматривались даже для союзников. В итоге, долгие переговоры не увенчались успехом. Тогда в америку была направлена группа инженеров и технологов, которая под видом закупки оборудования для ремонта двигателей, приобрела всю технологическую цепочку для производства новых моторов. Разумеется, в GM догадались об этом, но было уже поздно... Большая часть станков была переправлена через океан!
В начале 1947 года Ярославским моторным заводом было освоено производство модифицированного (немного упрощённого и с новой, жидкостной вместо электрофакельной, системой подогрева) двухтактного дизельного двигателя. Двигатель имеет трёхлопастной двухроторный компрессор с приводом от коленвала при помощи зубчатой передачи. Отличительной особенностью этого дизеля была любовь "уходить в разнос" - неконтролируемо повышать оборот вплоть до полного разрушения двигателя. Для предотвращения таких ситуаций инженеры спроектировали воздушную заслонку во впускном коллекторе, но, по воспоминаниям тех кто работал на технике оснащенной ЯАЗ-204, она едва ли могла предотвратить фатальный для силового агрегата рост оборотов... Так же двигатель отличался огромным расходом как топлива, так и масла, а так же неимоверным крутящим моментом (до 500 н.м) который был доступен едва ли не с холостых оборотов.
Данные двигатели устанавливались на модели грузовиков ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 (позже - МАЗ-200 и МАЗ-205), а так же артиллерийские тягачи АТЛ-1 и буксирно-моторные катера БМК-130, широкое применение нашел на мобильных дизель-электростанциях.
Двигатель ЯАЗ-204 производился на Ярославском Моторном Заводе вплоть до 1993 года, а в США дизели серии 4-71 оставались на конвейере аж до 1995 года...
Подписывайтесь на канал!
Переходите в наш инстаграм!
Оставляйте ваши комментарии!