Уже не одно поколение мечтает о «золотом городе», слушая песню Бориса Гребенщикова. Версии о том, что за сказочное место имеется в виду, выдвигались самые разные.
Под небом голубым
Песня о прекрасном городе, полном чудесных цветов и животных и освещаемом волшебной звездой, была записана группой «Аквариум» в 1986 году. Всесоюзную известность она приобрела в 1988 году, когда прозвучала в фильме «Асса», в сценах, посвященных любви главных героев.
Она стала символом надежды для перестроечной молодежи, олицетворяя некое прекрасное место, утопию, о которой мечтал каждый человек, чья молодость пришлась на конец 80-х. В ней поется о пристанище и спокойствии, которые может обрести каждый.
Песня эта о любви и нежности, о неразрывной связи двух людей, обретших гармонию в месте, куда они давно надеялись попасть.
Впоследствии этот шлягер занял третье место в рейтинге ста лучших песен советского рока XX века, составленном «Нашим радио». Он уступил только хитам «Группа крови» и «Что такое осень», и это красноречиво свидетельствует о народной любви.
Версии нахождения «золотого города»
С самого появления песни слушатели выдвигали версии о том, где же находится эта чудесная местность. Многие считали, что имеется в виду Иерусалим, который построен из желтого камня и в лучах солнца действительно выглядит золотым.
Звезда, которая горит над городом, воспринималась как Вифлеемская звезда, знаменующая рождество Христово.
Иные версии были о легендарных городах из чистого золота, предания о которых существуют в культурах многих народов.
Видели в строках песни отсылки и к другим выдуманным или реальным городам. Очень многие слушатели полагали, что песня о библейском Рае, в котором раскинулся прекрасный сад, и мирно уживаются хищные и плотоядные животные.
Что на самом деле
В основу песни Гребенщикова легло стихотворение «Рай», написанное поэтом Анри Волхонским.
Гребенщиков не читал текст, а услышал песню в исполнении одного барда, поэтому не расслышал одной детали, которая определяла очень многое.
В стихотворении говорится: «Над небом голубым», а не «под», как услышал и впоследствии спел Гребенщиков. Таким образом, стихи прямо рассказывали о христианском Рае, а Гребенщиков пел о некоем месте, которое находится на земле.
Когда он познакомился с автором, и ошибка вскрылась, Гребенщиков не отступился от своей версии, объяснив верой в то, что Рай могут найти или создать сами люди.
Анри Волхонский не возражал: он оставил за Гребенщиковым право трактовать и исполнять текст так, как тому хочется. Таким образом, Гребенщиков поет не о конкретном городе и не о Рае, а о некоем загадочном месте, о светлой и прекрасной мечте, которую люди могут воплотить в жизнь.