c. 1600-1100 до н. э.
Микенская культура процветала на греческом материке в позднем бронзовом веке. Название происходит от места Микен, где культура была впервые признана после раскопок 1876 года Генрихом Шлиманом.
1. "Дворец" и могильный круг А
Древняя цитадель (укрепленный город) в Микенах расположена на вершине изолированного холма и обеспечивает поистине захватывающий вид на окрестности, что делает ее идеальным местом для оборонительной крепости. Микенская культура доминировала в южной Греции, но, пожалуй, наиболее известна местом расположения самих Микен, которое включает в себя цитадель (с дворцом) и окружено различными формами гробниц и других сооружений. Микенская культура прочно утвердилась в позднем бронзовом веке, а именно около 1600 года до н. э.
Примерно в 1600 году до н. э.—казалось бы, из ниоткуда—были построены шахтные могилы на месте Микен. Это два обнесенных круглыми стенами участка с могилами, построенными с разницей примерно в 50 лет, рядом с крепостной стеной цитадели. Археологи назвали их “могильным кругом А ” и “Могильным кругом в”. могильный Круг В был более ранним, чем А (но А был обнаружен первым), и содержал около 14 шахтных могил с 24 погребениями; Могильный круг а содержал 6 шахтных могил с 19 погребениями. В этих захоронениях находились мужчины, женщины и дети, которые были родственниками друг друга, как показал недавний анализ ДНК.
2. Маска Агамемнона
Что еще более важно, наряду с погребениями было обнаружено одно из крупнейших месторождений драгоценных металлов, особенно золота (включая маску Агамемнона ), когда-либо найденных в Древней Греции. Еще более богатая одиночная шахтная могила была недавно обнаружена рядом с микенским дворцом в Пилосе. Богатство шахтных могил шокирует, огромное изменение от более ранних довольно скромных остатков бронзового века материковой Греции, и инициирует эру микенской деятельности и власти, которая простирается через большую часть региона.
В центре внимания этой эпохи находятся микенские дворцы, которые все имеют несколько общих аспектов: центральный Мегарон или тронный зал с большим очагом, который примыкает к открытому двору, господствующий вид на сельскохозяйственную плоскость, красочная и часто фигуральная настенная живопись и ассоциации с грандиозными погребальными сооружениями, такими как Толои (ульевые гробницы). Подобные памятники можно найти не только в Микенах, но и в Тиринфе, Иолкосе, Орхомене, гле, Пилосе, Фивах и на афинском Акрополе.
3. Письменные и визуальные записи
Мы много знаем о Микенцах, потому что они оставили письменные свидетельства, которые можно прочесть. Они писали в письменности под названием Linear B (относящейся к ранней Минойской линейной а), которая записала раннюю форму классического греческого языка. В Микенах, Пилосе, Тиринфе и Фивах были найдены глиняные таблички с описанием теократического правления, очень похожего на то, что описано в табличках линейного правления, найденных в Кноссе на Крите. А Ванакс (центральная фигура власти в микенском обществе) председательствовал над сложной религиозной и экономической системой, которая в Пилосе была сосредоточена вокруг парфюмерной нефтяной и текстильной промышленности.
В то время существовали регулярные контакты и обмены между микенской элитой и двором фараонов в Египте. Банки со стременами, уникальные фирменные сосуды дико успешной микенской торговли парфюмерным маслом, находятся по всему средиземноморскому бассейну. Дизайн и оформление микенской керамики перекликается с более старыми минойскими стилями в почти модернистских абстракциях и создает первую повествовательную традицию росписи керамики в древнегреческом мире.
Мотив вооруженного боя, рукопашного (парирование и удар), был доведен до совершенства микенскими художниками и может быть прекрасно представлен в мельчайших масштабах гравировки драгоценных камней.
Львиные ворота
В то же время микенские архитекторы и инженеры приняли масштабные проекты гидротехнических сооружений, обширных дорожных работ и оборонительных стен, настолько гигантских, что они никогда не поддавались погребению, оставаясь в значительной степени нетронутыми и обеспечивая вдохновение для мифологической экспликации вплоть до современной эры.
Итоги.
Около 1200 года до н. э. почти все крупные микенские поселения подверглись массовым разрушениям, причина которых остается неясной. Многие места были быстро заселены заново, но элитные районы, такие как места, где, как считается , правили Ванаксы, не были восстановлены. В течение следующих 50-75 лет производство керамики и даже роспись стен продолжаются, но становятся все менее тонкими и все более региональными, а в конечном итоге и вовсе прекращаются. Практика погребения также меняется: от шахтных могил до небольших индивидуальных цистовых могил (небольших подземных каменных ящиков), содержащих кремированные останки.
К 1050 году до н. э., В конце бронзового века, греческий мир (Кикладские острова, Крит и материк) сохранил только воспоминания о некогда богатых и далеко идущих политических системах, которые правили в течение почти тысячелетия, эпоха скоро будет красиво закреплена в устной эпической традиции Гомера.
(перевод статьи. Первоисточник: https://smarthistory.org/intro-mycenaean-art/ )