Amazon и Alibaba - два гиганта индустрии электронной коммерции и облачных сервисов конкурируют друг с другом за титул лидера мирового рынка электронной коммерции.
Amazon заложила краеугольный камень в 1995 году как книжный онлайн-магазин, но очень быстро переросла из книжного ларька, включив в свой ассортимент практически все возможные категории товаров. Безос на этом не остановился и за 2 десятка лет приобрел более 50 других компаний на общую сумму более $550 млрд.
Сегодня платформа Amazon насчитывается около 12 млн товаров по всем категориям и услугам, но если посмотрите на все товары, которые перечисляют продавцы на маркетплейсе, это число увеличится примерно до 350 млн. Каждую минуту на Amazon продается товаров почти на $969 тысяч, а в 2020 году на долю Amazon пришлось ~48% оборота всей электронной коммерции в США.
Alibaba начала свое восхождение в 1999 году, почти через пять лет после основания Amazon. Как раз в те дни, когда начал лопаться пузырь доткомов, группа из 18 друзей и студентов во главе с Джеком Ма проигнорировала шумиху и основала Alibaba.com. Компания сразу начала свою деятельность как торговая площадка B2B, которая обслуживала малый и крупный бизнес, экспортирующий китайскую продукцию по всему миру и стала прибыльной всего через 3 года после основания.
С тех пор Alibaba неуклонно росла. Хотя Джек Ма ушел с поста председателя, он заложил очень прочный фундамент: на долю компании приходится ~56% всей онлайн–торговли в Китае, а капитализация компании в октябре 2020-го почти приблизилась к $900 млрд.
Теперь, когда обе компании заняли доминирующее положение на своей родной территории, между ними идет жесткая конкуренция за новые рынки.
У обеих компаний много общего:
- основная часть доходов поступает от электронной коммерции,
- обе компании активно развивают глобальные облачные сервисы и цифровой мультимедийный контент,
- имеют свои финтех-подразделения (Alipay и Amazon Pay) и инвестируют в новые стартапы, включая развитие Big Data и машинное обучение.
Несмотря на то, что методы работы Alibaba и Amazon на первый взгляд похожи, они совершенно разные.
Бизнес-процессы Alibaba
- Alibaba не занимается прямыми продажами и не владеет складскими помещениями , как Amazon.
- Alibaba работает в формате различных маркетплейсов , то есть электронных торговых площадок, которые помогают малому бизнесу и производителям продавать свои товары напрямую потребителям в формате B2C (Business To Consumer) и C2C (Consumer to Consumer). Это три крупных маркетплейса, ориентированных на продавцов разных типов: Taobao , Tmall и Aliexpress.
- Taobao в частности, является крупнейшей и наиболее прибыльной платформой Alibaba, где почти 7 млн активных продавцов ежедневно продают свои товары.
- При этом ни покупатели, ни продавцы не платят комиссионные, поскольку Taobao генерирует выручку за счет рекламы и приносит более 3/4 от общих продаж Alibaba.
- Единственная услуга, за которую продавцы платят деньги - это за повышение рейтинга во внутреннем поиске Taobao.
- TaoBao ориентирован на мелких и средних продавцов, продающих товары потребителям в Китае.
- Платформа Tmall ориентирована на крупных продавцов, реализующих брендовую продукцию потребителям в Китае (например Apple, Microsoft, Nike и пр). На платформе Tmall нет рекламы и она генерирует деньги за счет ежегодных абонентских взносов продавцов за право “выставить” товары на витрину и за счет комиссии от сделок.
- Aliexpress - это B2C площадка, ориентированная на глобальную потребительскую аудиторию почти во всех странах мира. За пользование этой платформой продавец должен оплатить за открытие магазина $1500. Это дороже, чем взимает с продавца Amazon ($39,99 в месяц), но со временем комиссия Amazon будет расти и выходит дороже, чем у Alibaba.
Бизнес-процессы Amazon
Amazon работает на управляемой онлайн-платформе, которая похожа на традиционный магазин, но в сети интернет. Бизнес-модель Amazon очень похожа на модель JDcom, которую мы распаковали на прошлой неделе/
- Amazon также взимает с продавцов различные сборы за возможность размещать продукты на платформе, такие как:
- ежемесячная подписка ($39,99 в мес),
- оплата за членство в Amazon Prime ($12,99 в месяц или $119 в год), которая предоставляет бесплатную доставку товаров по территории страны присутствия Amazon в течение 2-х дней,
- реферальные сборы (~15% или немного меньше, в зависимости от категории товаров / услуг),
- дополнительный переменный сбор за продажу в категории «Медиа» (Books, Music, Video and DVD, программное обеспечение, компьютерные игры, видеоигры, игровые приставки и т.д.), $1,80 за закрытие каждой сделки
- Прочие гадости. Например, если покупатель решил вернуть продавцу товар, то Amazon вернет продавцу реферальный сбор, но при этом удержит с него $5 или 20% от применимого реферального сбора, в зависимости от того, что меньше.
- Еще есть сборы за хранение и логистику.
При этом Amazon не взимает плату за внутреннее продвижение, как Alibaba, поэтому SEO и показатели продавцов являются основными способами их продвижения в результатах поиска.
Кто круче?
Можно с уверенностью сказать, что Alibaba и Amazon - две величайшие истории успеха 21 века, которые из ничего выросли до лидеров в самых быстрорастущих отраслях - электронной коммерции и облачных сервисах, при этом Alibaba является еще и лидером в активно развивающемся финтех-сегменте.
Обе компании хорошо вознаградили инвесторов за последние 5 лет: акции Alibaba выросли на 324%, а Amazon - на 567%, при этом вторая компания сделала миллионерами своих первоначальных акционеров, поскольку с даты IPO акции Amazon выросли более чем на 77000%.
Обе компании продолжают расти быстрыми темпами. Согласно последней отчетности:
- у Amazon в 4-м квартале продажи и чистая прибыль выросли на 44% и 118% год к году соответственно,
- у Alibaba эти же показатели выросли на 37% и 56%.
2 февраля Джефф Безос объявил, что покидает пост генерального директора Amazon. Его сменит Энди Ясси, нынешний генеральный директор дочерней компании по предоставлении облачных сервисов “Amazon Web Services”, одного из самых быстрорастущих бизнес-сегментов компании.
Этот переход существенно не повлияет на деятельность компании, поскольку Безос займет пост исполнительного председателя. Но есть основания полагать, что Amazon теперь будет больше сосредоточиваться на бизнесе AWS, детище нового генерального директора.
Инвестиционная компания Bernstein считает, что совокупные доходы Amazon от облака и онлайн-рекламы превысят доходы от розничного подразделения в 2023 году. К 2024 году цифровая реклама может стать самым большим источником прибыли компании, а сегмент розничной торговли может удвоить свою чистую прибыль.
Пока что облако - не самый крупный сегмент с точки зрения выручки у обеих компаний, но он является наиболее маржинальным и быстрорастущим, поэтому в будущем будет генерировать наибольшую операционную прибыль .
С точки зрения электронной коммерции, обе компании идут ноздря в ноздрю: В 2019 году на долю Amazon приходилось 13% глобального объема оборота товаров (GMV) электронной коммерции, в то время как Alibaba заняла первое место с долей GMV в 15%. Более актуальная статистика за полный 2020 год еще не сформирована, но можно предположить что доли обеих компаний значительно выросли.
Обе компании оказались в выигрышной позиции, когда во всем мире вступили в силу ограничительные меры против коронавируса. Если в 2019 году глобальный рынок электронной коммерции оценивался в $3,53 трлн, то по предварительным прогнозам, в 2020 году он вырос на 44%.
Что касается облака, то объем этого рынка оценивался в ~$39 млрд в 2019 году и, по прогнозам, будет расти в среднем на 23,2%, достигнув $202 млрд. к 2027 году. Обе компании являются абсолютными лидерами в своих регионах, а если судить в глобальных масштабах, то Amazon остается абсолютным лидером на рынке с долей ~ 35%, а Alibaba занимает 4-е место в мире, после Microsoft Azure и Google Cloud Compute.
Таким образом, обе компании представляют собой отличное сочетание всех трендовых и активно растущих сегментов рынка и несмотря на их огромную капитализацию, они еще очень долго будут расти - десятилетие как минимум, и наряду с Apple, Microsoft и Google, займут в будущем статус мега-корпораций, присутствующих в жизни каждого человека.
Сравнительная оценка
Посмотрим на баланс обеих компаний:
Мы видим, что баланс Alibaba находится в более выигрышном положении, поскольку несмотря на то, что размер ее общих активов на 28% меньше, чем у Amazon, размер акционерного капитала китайской жемчужины на 55% больше, за счет низких обязательств.
Но поскольку в оценке растущих компаний баланс играет наименьшее значение, сразу перейдем к более важным критериям, - долгам, запасу кэша и к доходам:
Мы видим, что с точки зрения долга обе компании практически близнецы - у каждой из них очень много денег и их эквивалентов, поэтому их чистая задолженность отрицательная и даже совпадает в абсолютном значении.
По динамике доходов обе компании также идут синхронно, но прогноз форвардной выручки на 2021 год у компании Alibaba предполагает ее рост на 51,4% к 2020 году, в сравнении с ожидаемым ростом выручки Amazon на 43%:
То есть, в части дальнейших темпов роста, по крайней мера на 2021 год, один балл уходит в пользу Alibaba.
С точки зрения маржинальности компании сравнивать не очень просто, поскольку модель бизнеса совершенно разная - Alibaba - это маркетплейс, а Amazon - розничный онлайн продавец, поэтому вместо классического сравнения рентабельности потоков, мы сравним по рентабельности акционерного капитала который отражает эффективность работы менеджмента:
По этой метрике один балл забирает себе компания Amazon , поскольку мы видим, что на каждый доллар акционерного капитала, менеджмент зарабатывает примерно 28 центов чистой прибыли, в отличие от 20 центов у Alibaba.
Теперь самое главное - как оценить эти компании, с учетом их разных моделей бизнеса? Мы придумали модифицированный показатель EV/EBITDA.
Берем полную стоимость компании (EV), делим на форвардную EBITDA (т.е. на ожидаемую в 2021 году), и полученное значение делим на рентабельность по EBITDA.
В итоге получаем показатель стоимости компании с учетом:
- долга и наличных на балансе у обеих компаний,
- с учетом ожидаемых темпов роста EBITDA в 2021 году,
- и с учетом рентабельности по EBITDA.
В данном случае наилучший результат будет стремиться к наименьшему значению:
Компания Алибаба получила оценку 21,61 / 29,51 = 0,73х
А компания Амазон 22,50 / 13,23 = 1,7х
Другими словами, Алибаба выглядит более привлекательной покупкой.
Эта премия к цене вызвана несколькими факторами:
- Американский рынок традиционно дороже, чем Китайский,
- В отношении Алибаба инвесторы всегда закладывали дисконт на страновой риск, в связи с давлением на крупные компании со стороны китайского правительства,
- И наконец, в 2020 г. Алибаба оказалась под значительным давлением все из-за того же китайского правительства.
В отношении Амазона также есть риски со стороны регулирующих органов, но пока они настолько маловероятны и больше носят характер пиара со стороны политиков, поэтому рынок их даже не закладывает в оценку Амазона.
Какую из компаний покупать - решать вам, но мы уверены в одном - какую бы из них вы не выберете, каждая будет стоить в несколько раз дороже в перспективе 10 лет.
Медианный таргет аналитиков на 12 мес. по компании Alibaba - $327, по Amazon - $4 112.
Какой компании отдаете предпочтение вы? Делитесь мнением в комментариях и подписывайтесь на канал!
🤝 Для инвесторов от InvestFuture!
- Телеграм-канал "InvestFuture"
- Телеграм-канал "IF Stocks"
- Телеграм-канал "IF News"