Война с центральных улиц перемещается во дворы.
Прошедшие в стране митинги, которые закончились массовыми задержаниями, уголовными делами, арестами и переполненными СИЗО, показали, что протест в стране малочислен, массово люди не готовы выходить, в основном из-за страха задержаний, штрафов, увольнений, отчислений из вузов и тп. Лидеры штабов оппозиции прямо говорят: мы не хотим выводить людей под бой. Протест только в том случае не встречает жесткого отпора со стороны силовых структур, когда он по-настоящему масштабен (см. Хабаровск). Объективная ситуация: большинство людей в России политические свободы волнуют во вторую, а может, и в третью очередь, а значит, рисковать они не будут.
Начинают звучать слова о том, что «протест слили», что все закончилось так и не начавшись, но вопрос в целях и средствах. Кому нужен протест ради протеста? Незначительным и, вполне вероятно, фанатично настроенным гражданам, которые готовы поступиться личной свободой.
То, что мы сейчас наблюдаем – это смена тактики со стороны оппозиции. Оппозиция идет не на прямое столкновение с властью, а предпринимает попытку мобилизации граждан в рамках мирного объединения. Выходить на улицы и хлопать – тактика, которая была применена в Белоруссии. А в данном случае – выходить в свой двор с фонариками. Мирный флешмоб, а некоторые говорят и «детский сад», который, тем не менее, имеет свою логику и смысл.
По сути, это информационная кампания в каждый дом, политический активизм снизу. Найти сторонников, единомышленников среди соседей, познакомиться, оживить домовые чаты: а вы идете? А вы слышали? Партизанская городская война через флешмоб.
Власть, в свою очередь, понимая, что она теряет молодую аудиторию, уже почти две недели в разных регионах России снимает силами и средствами админресурса видео в поддержку Владимира Путина. Но инициатива мертва, потому что она производится сверху-вниз.
Тактика, которая уже применялась иностранным агентом ФБК (и, надо признать, успешно) – движение снизу, ячейки в регионах, в городах, то, для чего Навальный и его соратники путешествовали по городам. Регионы так активно подключались к акции 23 января (и здесь тактически оппозиция победила), потому что с регионами была активная работа.
Сейчас предлагается прийти не в город, не на площадь, а во двор подъезда, без рисков быть задержанными, а с возможностью быть увиденными, сказать: я есть, вот мой голос. Число, действительно, не будет иметь значение. На этом этапе. Но именно так и создаются ячейки, в том числе, через уже активно работающие чаты и комьюнити, ТСЖ, чаты дома, чаты групп детсада.
Тактика властей по возвращении Навального – подавить активность штабов, ячеек, заблокировать движение средств ФБК. Но смогут ли они подавить активность подъездов?