Найти тему
Спасатели Экстремум

Зачем спасатели спасают?

-Двадцать первый год двадцать первого века! Да не может быть, чтобы люди терялись в лесу!
-Еще как может...

Как можно потеряться в лесу?

Леса Ленинградской области словно специально созданы для того, чтобы заманить человека в дебри и не дать ему выбраться назад, к цивилизации. Стоит отъехать от Санкт-Петербурга на несколько километров и вы окажетесь в слабозаселенной местности с плохенькими дорогами и обширными труднопроходимыми лесами. Ну или болотами. А то и заболоченными лесами. Леса достаточно однообразные, ориентиров нет, по заболоченным берегам рек двигаться почти невозможно. Мелиоративные канавы – наследие советских времен, только с толку сбивают и затрудняют передвижение еще больше.

И среди этой жути расположены садоводческие массивы, куда на лето приезжают городские пенсионеры. Они по природе соскучились, о дарах леса всю зиму мечтали, и прямо с дачи налегке за грибами-ягодами уходят. Лес такой легкомысленности не прощает.

Просто погулять в леса заходят редко, не слишком-то они у нас гулябельные. Зато весной, как только начинаются сбор сморчков, люди отправляются за грибами-ягодами, пик приходится на август-сентябрь, и продолжается аж до ноября – времени сбора клюквы.

Почему же они там теряются? Потому что беспечны /мы долго подбирали подходящее слово/. Лес – местность труднопроходимая, для ориентирования сложная, опасная. Вспоминают об этом, к сожалению, когда начинает темнеть, а вокруг на километры только деревья да канавы.

Фото из архива ПСО Экстремум
Фото из архива ПСО Экстремум

Раз сами виноваты, то зачем их искать?

Скажем сразу, большинство тех, за кем отправились в лес спасатели, рано или поздно вышли бы к людям сами. Живыми и относительно здоровыми. Ну разве что голодными и замерзшими. За два-три дня на природе непоправимого вреда для здорового человека не случится. Но есть еще и те, которые сами не вышли бы. Ежегодно несколько спасательных работ заканчиваются тем, что найденного человека спасатели выносят из леса на носилках. Кого-то так и не находят вообще… Так что искать людей в лесу надо.

Зачем оно надо именно нам – вопрос более сложный. Готовность тратить своё время и деньги на незнакомого человека, рисковать собственной жизнью в ночном лесу, в принципе не очень нормальна. У каждого из спасателей есть своя мотивация, почему он хочет помогать людям. «Экстремум» объединяет тех, кто готов предоставить помощь, и даёт для этого необходимые инструменты.

Кто-то из нас не может смириться с тем, что рядом с городом-миллионником погибают от голода и холода люди. Кто-то пришел ради приключений и новых знакомств. Кто-то просто любит гулять в лесу и хочет, чтобы его хобби приносило пользу.

Разве что сентиментальность и эмоциональную вовлеченность можно увидеть только в глазах спасателей-новичков. Героизма и романтики в поисках крайне мало. Это тяжелая, рутинная и однообразная работа, нередко приводящая к эмоциональному выгоранию.

Тогда зачем же? Чтобы все люди возвращались домой.

Фото из архива ПСО Экстремум
Фото из архива ПСО Экстремум

Почему полиция то не ищет?

С точки зрения закона, заблудившийся в лесу человек – это еще не чрезвычайная ситуация. Поэтому канцелярским языком он называется «безвестно пропавший» и искать его должна полиция. Вспомним, как выглядит участковый? Туфли, брюки, пиджачок. Не самое подходящее обмундирование для форсирования лесных болот. Кроме снаряжения полицейским не хватает для лесных поисков ресурсов, знаний, умений, опыта, и зачастую, желания. Также к поискам привлекают штатных спасателей. Например, пожарных. К слову, от пожарных порой есть вполне существенная польза: можно на звуки пожарной сирены потерявшегося из леса «выманивать». Ну и раз уж человек в лесу потерялся, к поискам вынужденно подключаются лесники.

Вот, пожалуй, и всё. На этом список специалистов, получающих зарплату за свою работу, исчерпывается. Причем, для каждого из этих специалистов поиск людей в ночном лесу не является приоритетным. У них задачи другие. Преступников ловить – у полиции, пожары тушить – у пожарных, у лесников и штатных спасателей тоже своей работы хватает. И таких специалистов на всю Ленобласть не наберется и ста человек. Всего. А в прошедшем году только в ОДИН день нам поступило 57 заявок от заблудившихся в лесах Ленобласти! Не надо быть великим математиком, чтобы понять, что даже если каждый штатник будет дежурить ежедневно, их всё равно на всех не хватит.

Кто еще ищет? Родственники потерявшегося и их друзья-знакомые. Да и то не в каждом случае.

И волонтёры. Любители и подготовленные профессионалы. Иногда потом профи ищут любителей, и такое бывает.

И всё равно людей не хватает. Порой руководитель поисков вынужден сообщать человеку, попавшему в беду, что ему обязательно помогут, но только через день или два, потому что сегодня – некому, все уже в лесах.

В 2010 году, в первый год существования, поисково-спасательный отряд Экстремум принял 48 заявки. В 2020 году – 1785 заявок. Из них в 1763 случаях люди вернулись домой, благодаря нам, а также штатным спасателям, другим поисковым отрядам или волей счастливого случая. Ради этого и работаем. Чтобы количество заявок от пропавших в лесу людей сравнялось с количеством успешных выходов из него, чтобы все возвращались домой.

Спасибо за внимание, раз уж вы эту длинную, довольно скучную информационную статью дочитали до конца, значит тема походов в #лес вам действительно близка и интересна. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые выпуски.

Вам наверняка будет интересно прочитать:

Как приятная прогулка по зимнему лесу чуть не стала смертельной ловушкой

7 мифов о чудесных технологиях поиска

Зачем обычные люди ночью едут в лес? И не пора ли ехать с ними?