Найти тему
tito0107

"Цветной телевизор не обязан быть большим"

"Теперь цветной телевизор не должен быть большим, чтобы быть хорошим". Реклама портативного цветного телевизора производства "Дженерал Электрик". 1966

Увидел эту картинку здесь . К сожалению, там все постеры не датированы и я спросил автора, какой это год? Я метался между серединой 1960-х (облик телевизора-новинки) и концом 1950-х (довольно архаичный дизайн плаката). Автор статьи сказал, что вроде бы 1975. Назвал бы, скажем, 1963, я бы удовлетворился, но для 1975 здесь архаично всё. Недолгий гуглёж выдал правильную дату - 1966. Например, здесь , в других источниках то же самое.

Картинка очень символична: на смену огромному телевизору-тумбочке весьма старомодного вида приходит небольшой телеприёмник "футуристического" дизайна, который может таскать с собой даже подросток. Иллюстрирует сразу две закономерности в развитии техники.

Первый из этих законов описывает в своих книгах Митио Каку:
На раннем этапе своего существования некое изобретение, скорее всего, будет очень большим по размеру и дорогостоящим. Пользоваться им могут представители элиты, либо общество в целом. Затем устройство уменьшается, дешевеет, становится доступным отдельной семье. На третьем этапе устройство совсем небольшое, им владеет уже каждый человек. На четвёртом этапе таких устройств и у отдельного индивида много, они очень дёшевы и даже порой лишаются своего названия.
От себя добавлю (у Каку этого не встречал, во всяком случае, в явной форме): устройство уменьшается за счёт уменьшения "рабочей" части, при этом размер "полезной" части может и вырасти. Скажем, самые первый телевизоры - это здоровенные ящики с крошечным экраном, который порой не сразу и отыщешь. Сейчас телевизор - по сути дела один огромный экран.

Второй закон касается дизайна.
На первом этапе изделие имеет сугубо "инженерный", "технический" вид, заставляющий вспомнить завод, или лабораторию: лишь бы работало, а как выглядит - не важно.
На втором этапе когда устройство поступает в продажу надо, чтобы оно вписывалось в интерьер, а, поскольку специфический вид новинки ещё не выработался его маскируют под то, чей вид привычен.Так первые швейные машины делали в виде бронзовых статуэток, а радиоприёмники в виде тумбочек. комодов и даже кресел.
На третьем этапе вырабатывается специфический дизайн устройства, который, конечно, может меняться со временем.

Облик самых первых телевизоров, поступивших в открытую продажу в 1930-е, напоминает радиоприёмники тех лет. Потом (или почти в то же время), несколько парадоксальным образом, появляются телевизоры-тумбочки и телевизоры-комоды корпусом из дорогих пород дерева. Именно такой и высмеивает плакат 1966 года.

Параллельно падает и цена. Насколько могу судить, в конце 1940-х телевизоры-тумбочки стоили 350-500 долларов, что более чем вдвое превышало среднюю зарплату. Затем они дешевеют: огрубляя, через десять лет обходятся уже в ползарплаты. Разумеется, были и более дорогие. Тот, что держит мальчик на плакате стоит 270 долларов (на самом деле 269,95).

Немного про дизайн телевизоров

Средняя зарплата в США (1950-1979, из
обсуждаемого поста на Дзене ):

-2

Эта статья - репост моей записи в ЖЖ от 21.01.2021