Найти тему
Илья Чернобай

Золотой лист

Эффектные двухдверки с любопытной начинкой создавались не только на заводах или в кругу инициативных групп, работавших на КБ. В 1970-х в Союзе оформилось автомо­бильное движение «Самавто», объединившее множество талантливых изобрета­телей-самоучек из разных уголков СССР. Желая построить собственный автомобиль с уникальным дизайном, умельцы превращали металл, стекло­волокно и основу от массовых «Жигулей» и «Запорожцев» в четырёх­колёсные произведения искусства. Штучные автомобили могли похвастать не только модным обтекаемым кузовом, навеянным зарубежными моделями, но и продвинутой аэро­динамикой, грамотной проработкой конструкции и качеством работы, максимально далёким от термина «кустарщина».

Так, например, появился «Золотой лист» или «Спорт-1100» — штучный двухдверный спорткар работы Алексея Мельника на основе «Запорожца». У самоделки был довольно запоми­нающийся силуэт, похожий на десяток зарубежных машин. Кроме того, удивляли детали: подъёмные фары, как у Lotus Esprit, воздухо­заборники в задних стойках, как у итальянских средне­моторных моделей, обтекаемый багажник на крыше, применение пенопласта в качестве утепления кузова и трёх­местный салон с поперечным располо­жением заднего кресла. Подо всей этой красотой скрывалось «железо» от ЗАЗ-968: его компактный 40-сильный мотор, трансмиссия и шасси.

Как и многие другие советские самоделки 1970–1980-х, «Золотой лист» дожил до наших дней лишь в виде нескольких фото не лучшего качества, а по узнава­емости однозначно проиграл таким кастом-карам, как «Панголина», «Юна» или «Лаура». Но такова участь машин подобного рода: они проживали яркую, непродол­жительную жизнь, радуя своих создателей.