Найти тему
МАЯ Килошенко

Психолог о готовности студентов к инновационной деятельности

В современном мире происходят изменения, которые кардинально меняют жизнь человека: ускоряется ритм жизни, повышается нервно-психическое напряжение, появляются новые вещи, идеи и развлечения, о которых ещё несколько десятилетий назад человек и не мыслил.

Инновации - результат творческой работы учёных, изобретателей и просто инициативных мыслителей. В прошлые столетия все эти роли зачастую выполнял один и тот же человек. Однако по мере развития научного знания и технологий сначала наметилась и впоследствии укрепилась тенденция к разделению вышеперечисленных функций.

Студенты. ttps://pixabay.com
Студенты. ttps://pixabay.com

Есть ли отбор?

Для успешного осуществления цикла «продуцирование новой идеи – её оценка – принятие – практическая реализация – распространение» потребовались различные люди, а позднее, и организации. Своевременная оценка психологической готовности индивида и/или группы к продуцированию, реализации и распространению инноваций становится необходимой.

Психологическая готовность – это комплекс индивидуально-психологических особенностей, варьирующих в зависимости от контекста деятельности. Если коротко, то инновационный потенциал личности.
Потенциал – ресурсная часть (возможности) и степень готовности человека реализовать эти возможности.

Есть ли эталон?

Ученые считают, что к наиболее значимым индивидуально-психологическим характеристикам, определяющим психологическую готовность субъекта к инновационной деятельности, относятся:

  • креативность
  • склонность к риску
  • стремление к самоактуализации
  • уверенность в себе
  • общительность

Кто более готов и подготовлен?

Наше эмпирическое исследование было посвящено проверке основной гипотезы: студенты с инновационным типом мышления, высоким уровнем развития креативности и стремлением к самоактуализации психологически готовы к инновационной деятельности.

Был выдвинут и целый ряд рабочих гипотез. В частности, гипотеза о существовании качественных различий психологической готовности к инновационной деятельности студентов технических и гуманитарных вузов.

Уже на этапе сравнения показателей психологической готовности к инновационной деятельности студентов гуманитарного и технического направления была установлена относительная однородность выборки. Исключением, заслуживающим специального внимания, является статистически значимое различие во взгляде на природу человека. «Гуманитарии» в большей степени, чем «технологи», признают важность веры в человеческий потенциал, в силу человеческих возможностей. Возможно, такая направленность позволит респондентам более успешно решать инновационные задачи в гуманитарной сфере.

«Гуманитарии» в большей степени, чем «технологи», признают важность веры в человеческий потенциал, в силу человеческих возможностей. Такая направленность - предпосылка успешного решения инновационных задач в гуманитарной сфере.

Какие же они, будущие инноваторы?

По М. Киртону, каждый человек имеет свой предпочитаемый стиль мышления, который влияет на подход к решению задач, принятие решений и творчество в целом, - инновационный или адаптационный. В нашем исследовании была выделена и обследована группа студентов с инновационным типом мышления.

По результатам психологического обследования была дана оценка психологической готовности этих студентов к инновационной деятельности:

Во-первых, студенты с инновационным типом мышления характеризуются высоким уровнем креативности. Их отличает любознательность, когнитивная сложность , развитое воображение. Такие студенты проявляют повышенный интерес к исследовательской деятельности, ориентируются при решении сложных задач на собственные силы. Склонность к фантазированию и созданию мысленных образов определяет качество выполняемой деятельности.

Во-вторых, респонденты с инновационным типом мышления отличаются не только когнитивными характеристиками креативности, но и уровнем развития личностной креативности. По Д. Джонсону, личностная креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия (при этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности). Следовательно, открывается возможность для прогнозирования успешности инновационной деятельности человека в коллективе.

В-третьих, для студентов с инновационным типом мышления характерно стремление к самоактуализации. Им более свойственна ориентация на ценности самоактуализирующейся личности, автономность, потребность в познании и аутосимпатия.

Спонтанность, гибкость в общении и положительное отношение к себе являются наиболее часто встречающимися характеристиками инновационного потенциала личности и, соответственно, предопределяют психологическую готовность к инновационной деятельности.

И, наконец, важную роль в осуществлении инновационной деятельности играет адекватная самооценка инновационных качеств. Адекватность зависит от широты представлений о себе и результатах своей деятельности, а также от мнения других людей.

Результаты данного эмпирического исследования имеют не только теоретическое, но и прикладное значение. В частности, могут быть использованы при разработке учебных задач, программ развития и совершенствования психологической готовности к инновационной деятельности.

С полным текстом научной статьи можно ознакомиться здесь www.mayakiloshenko.com.
Там же вы можете записаться на психологическую консультацию, мастер-класс или тренинг.

Ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы и подписывайтесь на канал!