Сегодня для разбора я вновь решил окунуться в ностальгию прошлого. 20 лет назад, когда общедоступные музыкальные телеканалы ещё не разочаровывали скатыванием в глупые реалити-шоу, а действительно формировали мои пристрастия, одними из главных объектов моего внимания оказались именно эти трое ребят с юго-запада Англии.
В списке лучших альбомов, вышедших в 2001 году, не нашлось места одной крайне интересной работе, о которой я и поговорю отдельно. Начнём.
Muse – классический коллектив эпохи нулевых, получивший значительную долю своей популярности благодаря ротациям их видеоклипов на MTV, Муз-ТВ, A-One. В 1999 году, после нескольких лет подготовки и записи пары мини-альбомов, не без помощи одного из лучших британских продюсеров Джона Леки (ответственен, в частности, за фирменный звук культовых The Stone Roses), троица выпускает дебютный альбом «Showbiz».
Поподробнее об этом релизе как-нибудь в другой раз, но если вкратце – классический альбом от ищущего свой звук начинающего коллектива. Работа, тем не менее, получила отклик аудитории и несколько положительных рецензий от критиков, однако очень многие из них заметили следующее крайне сомнительное обстоятельство. А именно сходство ранних Muse с ранними Radiohead, в особенности с альбомом «The Bends». Что характерно, тот альбом также продюсировал Джон Леки. Самое главное же единство нашли между манерами вокалистов: и Том Йорк, и Мэттью Беллами обладают крайне запоминающимся тенором. На самом же деле они оба были под влиянием Джеффа Бакли, а сами Muse большими фанатами Radiohead себя не считали.
Однако избавиться от столь навязанного ярлыка ребятам всё же предстояло, доказав при этом, что они не являются временной вспышкой. Если хотите, они взялись записывать свой «OK Computer», ха-ха.
Запись началась посреди тура с «Showbiz», то есть летом 2000 года. Решено было увеличить палитру своего звука и добавить куда больше экспериментов. В частности, на будущий результат повлияло увлечение Беллами классической музыкой (особенно Сергеем Рахманиновым). Muse также смогли чётко отделить хиты, которые в различном виде уже игрались даже на концертах, от более неожиданных песен и многие из идей рождались и воплощались прямо во время гастролей. В результате получилось достаточно быстрое превращение из начинающего гаражного коллектива в опытную группу, сплав звучания которой состоит из прогрессивного, космического и хард-рокового звучания.
А благодаря знакомствам Леки, который в январе 2001 года вернулся к работе с Muse (первые сессии прошли под руководством других людей, включая продюсера группы Tool) группа могла неоднократно менять престижные студии: от Ridge Farm до знаменитой плавучей Астории Дэвида Гилмора. К февралю 2001 года работа над песнями уже была закончена.
«Origin of Symmetry» вышел 18 июня 2001 года. В августе того же года он должен был выйти и в США, но случился неприятный конфуз. Звукозаписывающая компания Maverick посчитала, что на альбоме оказалось чрезмерно много фирменного фальцета Мэттью и поэтому попросила группу перезаписать материал для большего коммерческого успеха. В ответ на это Muse лишь поворотили носом и в итоге альбом не появлялся на прилавках американских магазинов до 2005 года.
Название альбома, как и темы нескольких его песен, взяты из книги американского физика-теоретика Митио Каку «Гиперпространство». Тем, кто не является фанатом физических теорий (вроде меня), можно особенно не заморачиваться. Однако сам Беллами забеспокоился о роли человека в огромной вселенной: является ли он сам важным или же всего лишь пушинкой. Сама же музыка здесь вполне доступная, что объясняет успех Muse у широкого круга слушателей.
Пластинке удалось заметно превзойти результаты предшественника. Третье место в UK Albums Chart – показатель достойный, правда все последующие альбомы группы и вовсе зайдут на вершину. Однако оценки критиков на момент выхода могли «похвастаться» своей полярностью. Если журнал NME поставил альбому 9 из 10 звёзд, назвав «Origin of Symmetry» уникальным для столь молодой группы сплавом различных взглядов, то те же The Guardian не постеснялись выписать 1 звезду из 5 за невероятное самодовольство и раздутость. Давайте выясним, кто же прав, пройдясь по наиболее интересным песням (а они тут почти все такие):
Альбом начинается с «New Born», одного из главных хитов. Несмотря на свою шестиминутную длительность, песня привлекает внимание своим интересным неспешным началом для того, чтобы уже на второй минуте перейти в настоящий боевик с громоподобными риффами.
Её смысл Мэттью Беллами объяснял, как водится авторам, достаточно абстрактно, имея ввиду боязнь появления новых технологий. Тут можно вспомнить культовый фильм «Матрица».
Ещё более интересной я нахожу следующую композицию: «Bliss». Именно она была одной из тех, которые я так любил слушать добрых 20 лет назад, когда по телевизору крутили изумительный видеоклип на неё. Образ вокалиста с красными волосами, падающим куда-то в стратосферу, надолго запал мне в память.
«Bliss» – настоящее блаженство (извиняюсь за каламбур). Вроде бы классический трек Muse с его фортепианным началом и взрывным продолжением, но меньшие искажённые эффекты делают его притягательным. Не зря и сам Беллами считает песню любимой в каталоге группы (надеюсь, мнение не изменилось).
«Дайте мне покой и радость своих душ».
Между ещё двумя синглами стоит уже нечто экспериментальное в рамках альбома: практически прог-роковая опера «Space Dementia». Само название в целом объяснит нам смысл. Термин «космическая деменция» обозначает сильную тоску астронавтов, находящихся в космосе и видящих землю долгое время лишь через иллюминаторы.
Вдохновлённая тем самым Рахманиновым, песня показывает интереснейшие пассажи на пианино, периодически окунаясь в тяжёлый рок. С наступлением припева голос Мэтта охватывается спецэффектами, будто бы его поглощают компьютеры. В этот момент вы вроде как начинаете понимать идеи альбома, но по факту это обманчивое впечатление.
Здесь, к слову, подойдёт аналогия с любым популярным на тот момент фильмом на эту тематику. Но прежде всего (я это отразил в заголовке статьи) на ум приходит «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика 1968 года. И считать ли иронией тот факт, что альбом вышел в 2001 году?
Дальше начинается звёздный час басиста Криса. Его партии украшают вдохновлённый творчеством Rage Against the Machine (в числе своих влияний Мэтт называл Тома Морелло и Джими Хендрикса) гимн «Hyper Music». Гипермузыка, гиперпространство, ну вы понимаете. Текст – полная противоположность той же «Bliss». Ненависть в каждой строчке и желание уничтожить кого-то.
Гитарное искажение, которым заканчивается «Hyper Music», потихоньку переходит в следующую, самую известную песню с альбома – «Plug In Baby».
Знаете, в этот момент я решил, что время срывать покровы. По крайней мере это произошло, поскольку я сам в своё время попытался разобраться в смысле песни с названием «Розетка в детке». Может это Мэтт воспевает свою собственную электрогитару? Вкупе со вполне себе причудливым видеоклипом это даёт лишь небольшое представление. Беллами, как всегда, в интервью рассуждал о плохой и хорошей сторонах новейших технологий. На поверку же всё оказалось куда прозаичнее:
Во время японских гастролей в 2000 году Muse открыли для себя «прелесть грибов». Тех самых, что в России запрещены. Тех самых, что призваны расширять твоё сознание. Позже, в один из дней на студии Ridge Farm, утром на поляне группа обнаружила целое поле подобных «растений». Дальше не стоит размусоливать, почему несколько дней сессии альбома буквально выпали из памяти участников.
И раз это всё правда: многие вещи становятся ещё более понятными. Или скорее совсем непонятными. Но оговоримся, ведь в одной песне вокалист хочет блаженной любви, а в другой уже уничтожает свой объект вожделения. Это ли не то самое непостоянство при расширении сознания?
Как бы то ни было, «Plug In Baby» всё ещё главный концертный хит Muse, а рифф из неё неоднократно включается в списки лучших различными изданиями о музыке.
В середине же стоит, на мой взгляд, главный номер альбома – «Citizen Erased». Достаточно массивное произведение, ставшее заметным предвосхищением того, чем Muse будут заниматься на своём следующем альбоме «Absolution».
Психоделики же не смогли скрыть от слушателя очень интересную тему песни, навеянную знаменитой книгой «1984» Джорджа Оруэлла (стёртый гражданин, ложь общества, ну и так далее). Опять же, ещё более подробно концепция разовьётся в 2009 году, когда выйдет «The Resistance», по словам Беллами, насквозь пронизанный оруэлловской тематикой.
Один критик и вовсе считал, что «Citizen Erased» звучит так, словно Джефф Линн из ELO купил гитары посерьёзнее и утяжелил направление своей группы.
Однако дальше, как мне кажется, «Origin of Symmetry» начинает несколько провисать. «Micro Cuts» и «Screenager» обычно считаются худшими песнями на альбоме. Первую, как по мне, похоронил в студийном образе уж слишком видоизменённый вокал Мэтта. Она словно нарочито хочет оставить в ушах слушателя те самые микропорезы.
Живьём, к слову, песня звучит всё же куда мощнее.
«Darkshines» придаёт альбому небольшой латинский колорит, как всегда не без фирменных искажений. И тут, совершенно внезапно, звучит нечто неожиданное.
Кавер на «Feeling Good» как будто прибыл с другой планеты. Музыкально он стоит на своём месте, и в целом мы можем даже вписать его в концепцию альбома, дескать герой, боящийся всех новинок и прочего, всё же нашёл свободу и вдохнул полной грудью. Но так ли это на самом деле?
Каверов в студийном каталоге в целом много не найдёшь, но на сингле «Feeling Good» (который вышел двойным вместе с «Hyper Music») есть ещё собственное переосмысление песни The Smiths.
Интересно узнать, превзошёл ли Мэттью Беллами Нину Симон по вашему мнению?
Если вы думали, что Muse попробовали всё, то как бы не так. На финальной песне альбома «Megalomania» (Мания величия, если вдруг нужен перевод) Беллами садится за церковный орган. Можно было бы подумать, что группа показывает таким образом свою религиозную сторону. В целом, так и есть, только по-своему. Достаточно лишь одной цитаты от автора песни:
«Орган – единственное, ради чего я бы пошёл в любую церковь».
Для японской версии альбома был представлен ещё один трек – «Futurism».
«Origin of Symmetry» показал настоящий рост ещё очень молодых ребят. Если хотите, то да, это действительно мьюзовский «OK Computer», но при этом сама группа на этой работе ушла далеко от Radiohead, доказав свой индивидуальный статус. Критикам пришлось умолкнуть, а слушатели оказались в восторге.
В восторге ли я? Пожалуй, так. Этот альбом у Muse я считаю лучшим. Несмотря на то, что самой концепцией до конца проникнуться мне не удаётся и по сей день, к музыкальной составляющей вопросов не возникает никаких – крайне уникальная по тем временам коллекция разнообразных стилей встретилась на одной пластинке.
В 2021 году вышло юбилейное ремикшированное переиздание пластинки, о нём говорим здесь.
А как вам творчество Muse и их альбом «Origin of Symmetry»? Напишите своё мнение в комментариях.
Важное объявление: у Romanist Music Blog'а появился групповой чат, в котором вы можете делиться своими мыслями о музыке, общаться с единомышленниками и предлагать свои идеи для канала. Если заинтересовал, прошу по ссылке сюда.
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.
#музыка #muse #музыкальные альбомы #зарубежная музыка #разбор альбомов от romanist music