Найти в Дзене

Изменения законодательства в сфере госзакупок

Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Элина Ганеева, представительство в г. Екатеринбург.
Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Элина Ганеева, представительство в г. Екатеринбург.

В 44-ФЗ в прошлом году было внесено большое количество поправок. Срочное внедрение которых было спровоцировано началом всемирной пандемией COVID-19.

Рассмотрим самые существенные из них.

Срочные закупки

До распространения коронавирусной инфекции норма закупок для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) была практически нерабочей - по " упрощенке" закупались только после стихийных бедствий, таких как наводнения, землетрясения и т.п.

Заказчики опасались использовать срочные закупки, так как контрольные органы всегда могли доказать, что никакой срочности не было. В конце апреля 2020 года появилась новая специальная норма для срочной закупки — п. 9 ст. 93 закона № 44-ФЗ, позволяющая осуществлять закупку у единственного поставщика любые товары, если необходимость в них продиктована мерами по борьбе с пандемией и ее последствиями.

Со дня принятия у 44-ФЗ было 72 редакции. С марта по июль 2020 года, во время "первой волны" коронавируса, в дополнение закону о госзакупках было принято 6 изменяющих законов, более 100 нормативных актов.
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Форс-мажор

Раньше подрядчики к положению о форс-мажоре прибегали крайне редко. Скорее это был формальный пункт, который в очень редких случаях мог стать весомым аргументом для расторжения контракта. Однако за три месяца форс-мажор по коронавирусу стал таким аргументом. Им пользовались для отсрочки поставки по госконтракту или расторжения без неустоек.

Начиная с марта 2020 года было принято 185 решений ФАС по исполнению закупок, исполнению которых помешали обстоятельства непреодолимой силы.

Право изменять условия контракта

До ковида в некоторых случаях допускалось изменение только несущественных условий контракта. С началом же пандемии, стало возможным изменять виды работ, их стоимость, сроки исполнения, размер аванса и обеспечения. Причем данная мера могла быть применена и к контрактам, заключенным с января 2020 года. Согласно опросу «Госзакупки.ру», во время пандемии 37% заказчиков внесли изменения в свои контракты. Чаще всего менялся срок, стоимость и размер авансирования.

С июля по август 2020 года, изменения были внесены в 31 тыс. контрактов - что составило 8% от всех заключенных в тот период договоров.

Преференции для малого бизнеса

Меры, которые стали беспрецедентными в истории закупочного законодательства:

  1. Сумма аванса по контрактам была увеличена с 30 до 50%, а для некоторых категорий товаров — до 80%;
  2. Было разрешено не устанавливать обеспечение исполнения контракта, а также во время исполнения менять деньги на банковскую гарантию и наоборот;
  3. У участников закупок из числа представителей малого бизнеса можно не требовать обеспечения гарантийных обязательств.

Данные меры были призваны облегчить участие в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Нацрежим

Правила по нацрежиму подверглись максимальным поправкам, которые были направлены в основном на поддержку отечественных производителей и импортозамещение. Российским производителям это помогло, однако некоторые заказчики, потерявшие поставщиков из-за пандемии, не смогли найти на отечественном рынке аналог необходимой продукции. Кроме того, были обнаружены заминки при получении разрешения Минпромторга или составлении обоснования невозможности соблюдать введенный запрет.

Контроль

  • Ужесточился казначейский контроль информации, размещаемой в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Если в 2018 году сопоставление плана-графика и проведенных закупок проходило по семи параметрам, в 2020 году их число выросло почти вдвое - до 13.
  • Благодаря новым поправкам касательно закупок у единственного поставщика, у заказчиков появилась возможность проводить больше закупок без конкуренции, однако и контроль за такими закупками усилился.
  • Добавился и бумажный контроль. До пандемии закупки согласовывали только по п. 6, 9, 34, 50 ст. 93 закона 44-ФЗ. Согласовывались план-график и сведения о контракте в реестре. Теперь же по большей части пунктов
    проект контракта в бумажной форме необходимо предоставлять в контрольный орган, после чего ждать его согласования.
  • Кроме того, раньше было проще работать и с непопулярными закупками. Если в закупке принимал участие один подрядчик и его заявка соответствовала закупочной документации, то заказчик спокойно заключал с этим участником контракт. Теперь в таком случае нужно согласовывать несостоявшуюся закупку с контрольным органом, который будет проверять закупку на наличие нарушений в части конкуренции.

Электронные торги стали еще больше электронными

  • Как и было запланировано, к 2020 году ЕИС была доработана, чтобы закупки стали действительно электронными. Кроме того, часть функционала было полностью переведено на удаленную систему работы:
  • Подача жалоб и их рассмотрение в электронном виде. УФАС перешли на удаленный режим, отпала необходимость физически присутствовать на рассмотрении, тратиться на поездку в другой регион. Данный функционал очень хорошо приняли поставщики.
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

  • Электронная приемка. С 2020 году в ЕИС стало можно проводить в электронном виде и приемку. Однако это пока текстовый режим - например, у заказчиков не всегда есть КЭП и технические возможности, чтобы ее освоить.
  • Раньше протоколы подписывались всеми членами комиссии в бумажной форме, а затем размещались на ЭТП и в ЕИС. Во время пандемии было принято решение об упрощении данной схемы - теперь протокол может подписать один член комиссии в электронном формате своей КЭП.