Найти тему
Фотопросвет

Гелиос 44-2, Гелиос 44м-4,5,6,7, ...какой лучше?Советы по выбору

Советская фотопромышленность оставила нам такое наследие, что практически у каждого жителя СССР была хотя бы примитивная плёночная смена-8 (кстати самый массовый фотоаппарат когда либо выпускавшийся).Другие могли себе позволить Зеркальный Зенит со сменной оптикой либо Киев с байонетной оптикой "Н" (Nikon F).Современная цифровая фотография и цифровые зеркальные\беззеркальные фотоаппараты (сокращённо ЦЗК/БЗК) не далеко ушли в основных вопросах установки\оптической схемы. Объективы лишь всё больше и больше облегчают жизнь фотографу, при этом рисунок современных объективов можно назвать "скучным". Именно поэтому на помощь приходит старая школа. У таких производителей как Canon,Sony,Xiaomi,Olympus,Panasonic есть возможность за счёт переходника (Своя система-м42\м39) устанавливать качественно сделанные объективы типа Гелиос 44-2, юпитер-3, индустар 61 л\з МТО и др.

Обладая породистым Carl Zeiss рисунком ,советские объективы сегодня представляют собой универсальный инструмент-тренажёр для начинающего фотографа-любителя так и "кисть" для проффесионала в т.ч. и коммерческой съёмки. Множество примеров доказывают, что рисунок гелиос 40\40-2 и отца Biotar 1.5\75 это энтропия зоны нерезкости, мягкость кожи и довольные возгласы клиента. в предыдущей статье я описывал про проблему Российской фотопромышленности, "на хайпе" КМЗ всё же выпускает гелиос 40-2...однако цена оставляет желать лучшего

Но не только Гелиос 40\40-2 представляет интерес у фотолюбителей. Как я уже написал выше наследство страна Советов оставила большое, как говорится есть где размахнуться. На барахолках "Юла" и "Авито" частенько можно наблюдать объявления "Советский портретник на Canon\Sony\Panasonic" или "Гелиос 44 для Canon\Sony\Panasonic" за разную цену. Обычно, ценник начинается от 1.500 до "жадности" уважаемых барыг-продавцов, ведь ценник основывается на пустом месте либо формируется рынком. Среди предложений встречаются Гелиос 44-2,44м, 44-3,44-4,44-5,44-6,44-7,77м,77м-4,44м-3.....,голова кружится от такого изобилия. Что лучше? Какой наиболее оптимален по цене/качество? Постараюсь "по полочкам" объяснить.

Первое с чем нужно определиться так это какой рабочий отрезок у нашей камеры. Согласно источнику, Рабочий отрезок ,рабочее расстояние объектива или камеры равны расстоянию от опорной торцевой поверхности оправы объектива до его главной фокальной плоскости (плоскости фотоматериала или фотоматрицы) .Рабочий отрезок камеры и присоединяемого к ней объектива должны быть равны, в противном случае нормальная фокусировка во всём диапазоне расстояний невозможна. Проще говоря, это расстояние от крайней линзы до фотоматрицы\фотоплёнки. Если расстояние (объектив-матрица) объектива больше то, его можно использовать на этой через переходное кольцо без каких либо ограничений, иными словами, на установленном объективе будет бесконечность. Но если рабочий отрезок меньше (особенно это касается Nikon) то требуется значительная переделка объектива либо использование специального переходника с корректирующей линзой, что негативно сказывается на качестве выходного материала. Беспроблемно оптику м42 можно ставить на Сanon,Sony,Pentax,Panasonic.Разобравшись с рабочим отрезком,теперь погружаемся в мир гелиосов

о меньшем\большем отрезке=> объектив Nikon с рассчитанным отрезком 46,5мм можно поставить на Canon ,а вот наоборот нельзя: на объективе не будет бесконечности. фото взято с открытого источника
о меньшем\большем отрезке=> объектив Nikon с рассчитанным отрезком 46,5мм можно поставить на Canon ,а вот наоборот нельзя: на объективе не будет бесконечности. фото взято с открытого источника

Объектив Гелиос ,как любое массовое технологическое изделие, претерпевало несколько модернизаций и улучшений. По факту, при неизменности оптической схемы, менялась лишь "обёртка". Исключением может являться Гелиос-44 фотоаппарата Старт и Гелиос 44 с резьбовым соединением м39. Они обладали роскошной 13-лепестковой диафрагмой, и более ранние экземпляры умели "закрывать" диафрагму до значения F=22.Массовой и наиболее часто встречающейся модификацией считается Гелиос 44-2

гелиос 44-2 производства КМЗ
гелиос 44-2 производства КМЗ

Особенность 44-2 заключается в его конструкции. Его легко переделать в тиллт-шифт либо в монокль . На практике: найти сухой и живой 44-2 достаточно непросто. Зачастую, они встречаются в "залитом" состоянии-со временем литол 201\солидол горемастера "обновляют" обильным количеством WD-40, тем самым заливая лепестки привода дифрагмы .Поэтому перед покупкой 44-2 внимательно осмотрите привод диафрагмы на присутствие масла на лепестках. Да, с завода Валдай выпускали изделия с уже залитой диафрагмой, тогда "ВДшный" объектив выдаст сверхмягкий ход привода фокусировки.Мы с Вами уже можем вывести 1ое правило 1)диафрагма у объектива должна быть сухой

пример масла на лепестках диафрагмы,фото взято с открытого источника
пример масла на лепестках диафрагмы,фото взято с открытого источника

Безусловно 2м правилом должно быть 2)идеальное состояние передней и,что важнее передней, задней линзы объектива. Методы ухода за оптикой и отсутствие специальных мягких pH средств оставило печальное невероятно большое количество объективов с всевозможными дефектами мультипросветления ,сколы на оптике, пыль в оптической схеме,грибковые образования,плесень-обходите такие объективы стороной. Дефектные линзы имеют интерес у энтузиастов-для того же монокля необязательно иметь идеальные стёкла, а для сборщиков объективов с проекционных аппаратов так вообще состояние линзаблока вовсе не интересует

и наконец 3е правило 3)необязательно искать объектив, дешевле найти комплект камера-объектив. Как показывает практика, продавец так и делает, он ищет объявление по продаже фотоаппаратуры, скупает живые экземпляры, делает лёгкое обслуживание (WD-40)и продаёт комплект с переходником .Будем такими же умницами- объявлений о продаже подобных комплектов немного, но они есть, торг никто не отменял, при осмотре используем двумя правилами и у нас желанный объектив .Скорее всего, камера мёртвая, и поснимать на неё не получится (со временем шторка перестаёт отрабатывать выдержки, селеновый экспонометр выходит из строя, зубья механизма затягивания плёнки сточены и др.).

пример такого объявления, фото взято с сайта Avito.ru  и обезличено
пример такого объявления, фото взято с сайта Avito.ru и обезличено

Что насчёт модификаций? Здесь всё просто: брать можно любой серии 44м-х,разница заключается в расположении кольца фокусировки, количестве лепестков диафрагмы, резьбе под светофильтр и тем, что у серии М (моргающий) присутствует так называемый репетир диафрагмы, на сегодня этот механизм неактуальный (современные камеры не смогут его задействовать) и его принять блокировать (иначе диафрагма срабатывать не будет. Существует 2 способа блокировки-за счёт переходника и за счёт небольшой переделки. Переходники с юбкой (встречаются только у Canon) за счёт присутствия борта (юбки) блокируют толкатель. Если у Вас другая камера, то необходимо открутить заднюю часть (держится на 4 шлицевых винтах),БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! КОЛЬЦО ДИАФРАГМЫ ТАКЖЕ СНИМАЕТСЯ И ЕСТЬ ШАНС ПОТЕРЯТЬ 2 МАЛЕНЬКИХ ПОДШИПНИКОВЫХ ШАРИКА, далее берём обыкновенную ватную палочку и толкатель (штырь который необходимо заблокировать).Отрезаем небольшой кусочек ватной палочки и надеваем на штырь,пробуем закрыть заднюю часть подгоняя отрезок пока всё не встанет на свои места. Вуаля, у нас заблокирован толкатель. Пермаментно.

Подытоживая, выбор гелиоса 44 это занятие требующее минимальных знаний в технике. Основываясь на зоркий глаз и советы выше Вы сможете с лёгкостью приобрести достойный инструмент для Ваших фотошедевров!

NB! попытка рассказать о выборе гелиоса уже была мною предпринята в далёком 2016м году, под видео есть ссылка на примеры снимков

Расскажите как Вы покупали свой первый советский объектив. Напишите комментарий, было бы интересно почитать. Также у меня есть канал на Youtube , Впереди много интересного!!!