Найти тему
Первые впечатления

Он снимал Queen и Фредди Меркьюри

Предлагаем вашем вниманию продолжение интервью с Руди Долезалом, которое австрийский режиссер, снявший многие знаменитые клипы Queen , дал Стефани Джардини в 2020 году. Первую, вторую и третью часть статьи можно найти по ссылкам. Приятного прочтения.

Руди Долезал
Руди Долезал

В настоящее время вы пишете книгу о Фредди Меркьюри под названием «Мой друг Фредди», которая выйдет во многих странах. Как к Вам пришла эта идея? Насколько я знаю, там Вы упоминаете не только о сотрудничестве, но и о дружбе с Фредди…

Руди Долезал: «Ну (молчание)… когда Фредди не стало, я был очень потрясен, и, конечно, не собирался писать книгу. Тогда внезапно ушел человек, с которым мне было невероятно комфортно работать. Вдруг я осознал, что никогда больше мне не повторить этот опыт. Мне нравилось работать со многими людьми, но Queen и Фредди занимали особое место.

В первое время я был так зол, потому что считал, что Фредди умер слишком рано, не успев создать другие уникальные проекты. Это было частью моего разочарования и попыткой преодолеть боль.

Я знал, что многие начали писать о нем книги, причем большинство авторов никогда не встречались с Фредди лично. Мне же посчастливилось работать с ним довольно долгое время. Поэтому я решил рискнуть. Над книгой я работал в одиночку, потому что хотел рассказать свою историю знакомства с Фредди. Конечно, я не думал эксплуатировать нашу дружбу, извлечь из этого какую-то выгоду. Я ничего не имею против тех людей, которые создают биографии Фредди, очень слабо представляя себе предмет разговора. Но вот вышла книга Рэтти (Питера Хинса), многолетнего роуди группы. Разве эти воспоминания не вызвали интерес поклонников? А я, который десятилетиями был режиссером Queen , не написал ни одной строчки!

Руди с музыкантами Queen во время сессий "One Vision"
Руди с музыкантами Queen во время сессий "One Vision"

Долгое время я напряженно думал об этом. В 2017 году я наконец-то приступил к работе. Мне постоянно приходилось прерываться, так как существовали и другие проекты, в которых я участвовал. Все эти годы люди, посвященные в мою тайну, говорили: «Ты не бизнесмен, Руди», намекая на растянувшийся процесс написания книги. У меня был достаточно интенсивный период в Майами, за которым последовал другой, в марте этого года. Тогда я написал 4 главы, которыми остался доволен. Много лет в работе над книгами мне помогала очень хорошая приятельница, которую можно считать моим главным редактором. Я говорю об Андреа Ферингер, успешной немецкой писательнице. Однажды она сказала мне: «Руди, я тебе больше не нужна. Ты и сам замечательно пишешь». «Неужели?» - удивился я. Мне казалось, что впереди еще много работы. В то время я как раз задумался над историей о Фредди…

Когда-то Андреа наставляла: «Если хочешь быть настоящим писателем, тебе придется забыть о прежней работе журналистом. Пиши при любой возможности, только так можно набраться опыта». Это было невероятно сложно. Тем не менее совет Андреа пришелся как нельзя кстати, благодаря которому у меня появилась уверенность в собственных силах. Иногда я думал о книге как о художественном фильме, который снимаю, и это очень помогало в работе. Например, я описал сцены так, как это бы выглядело в сценарии фильма, но не техническими, а поэтическими красками. Вот почему мои главы всегда начинаются со сцены, где я останавливаюсь на каком-то событии. После этого я уже перехожу к основной теме. Некоторые из них начинаются с фотографии, например, есть один снимок, на котором Фредди что-то активно мне декларирует. Я припомнил этот эпизод, который стал началом целой истории. И таких примеров несколько.

Мне очень понравилась роль рассказчика. Для этого не нужно брать в руки камеру и другую технику; я могу просто сидеть и вспоминать интересные эпизоды. Раньше я писал от руки, но 15 лет назад, когда катался на лыжах, упал и серьезно повредил плечо. Во время сильной нагрузки эта травма дает о себе знать, поэтому я перехожу на компьютер, iPad или iPhone.

Большую роль сыграли социальные сети. Благодаря им я узнал о желании поклонников Queen поговорить с людьми, которые были лично знакомы с Фредди.

С Фредди Меркьюри на съемках клипа "I'm Going Slightly Mad"
С Фредди Меркьюри на съемках клипа "I'm Going Slightly Mad"

Определенным стимулом для меня явилось и знакомство с Питером Фристоуном, которого я не так давно навестил в Чехии.

В своей книге я рассказываю только те истории, в которых участвовал сам, поэтому здесь не нашлось места известным слухам о жизни Фредди. Он часто приглашал меня к себе домой, а я звал его в Вену. Обычно это происходило так: когда я приезжал в Лондон, сразу набирал знакомый номер, соединявший меня с Гарден Лодж. Чаще всего Фредди просто говорил: «Приходи ужинать». Это не были типичные деловые отношения, когда люди общаются только по работе. Мы с Фредди действительно доверяли друг другу.

В свою книгу я старался включать только те эпизоды, которые не встречаются в других биографиях Queen . Конечно, я не рассказываю секреты, которые защищал Фредди, поэтому очень надеюсь, что в этом случае поступаю как друг и соратник. Например, я не стал упоминать о последних днях Фредди, когда он постепенно отказывался от общения с многими близкими людьми. На это существовала веская причина: он просто не хотел, чтобы его видели слабым.

Однако я хорошо помню художественный огонек, который загорался в глазах Фредди во время съемок его последних клипов. Прежде всего это касается видео на песню «I'm Going Slightly Mad». В итоге нам с Queen удалось снять настоящий шедевр, который состоит из множества интересных аспектов: юмора, кино и литературы. Далее был клип «These Are the Days of Our Lives», который мы уже не думали делать. Но Фредди сказал, что не хочет, чтобы его запомнили, как клоуна, которого, как сам считал, сыграл в «I'm Going Slightly Mad».

Я всегда говорил, что образ Фредди в клипе очень напоминает стилистику Клауса Номи (немецкого певца новой волны, который известен необыкновенным макияжем, экстравагантными костюмами и особой сценической манерой представлений. – Прим. пер.), с которым я, кстати, когда-то работал в Париже.

Клаус Номи
Клаус Номи

Мне казалось, что Фредди исполняет роль куклы или марионетки, чтобы таким образом передать свое представление о песне. Но он прежде всего обратил внимание на свой макияж: «Я создал клоуна и не хочу, чтобы люди запомнили меня таким. Теперь я хочу стать самим собой». Поэтому он предложил снять «These Are the Days of Our Lives».

И еще несколько слов о книге. Надеюсь, что мои воспоминания окажутся полезны поклонникам, которые хотят узнать что-то новое о Фредди. Но эта работа важна и для меня, потому что только так я справился с потерей Фредди».

Фредди Меркьюри был очень сложной и противоречивой натурой. Но мы прежде всего обращаем внимание на его творчество. Как Вы думаете, его наследие по-прежнему актуально?

Руди Долезал: «Творчество Queen и Фредди до сих пор актуально, потому что его нельзя отнести к какому-то определенному времени. Фредди Меркьюри, как и другие великие музыканты, исполнял песни (например, «I'm Going Slightly Mad», «The Show Must Go On» или «Bohemian Rhapsody»), которые не устаревают со временем. Не так важно, в каком году они были созданы, но гораздо важнее то, что они продолжают волновать людей на планете. Таким было творчество и Джона Леннона, которым всегда восхищался Фредди. О подобной музыке нельзя сказать: «О, это музыка 60-х или 80-х». Нет, для вас не имеет значения, что тот или иной трек, например, был создан в 1971 году, потому что это вечные песни, вечная музыка. Вероятно, Фредди не думал об этом, когда создавал те или иные вещи, а просто делал то, что ему всегда нравилось. Поэтому музыка Queen и сольное творчество Фредди Меркьюри никогда не будут забыты, и я знаю, что уже сейчас многие считают их наследие классикой. Именно так произошло однажды с The Beatles. Думаю, люди будущего, не через поколение, а через сотни лет будут считать наших звезд (Джона Леннона, Пола Маккартни, Фредди Меркьюри или Брайана Мэя) такими же великими музыкантами, какими мы видим Бетховена и Моцарта. К этому высокому и вневременному искусству следует отнести и группу АББА, которая также повлияла на развитие музыки. Все эти люди интересны поклонникам в Японии, Индонезии, Австралии, России и Южной Америке. Творчество Фредди никогда не выходило из моды, потому что он думал о том, что волновало людей во все времена в мире.

На память приходит процесс сочинения песни «I'm Going Slightly Mad», когда Фредди особенно тщательно подбирал слова для каждой фразы. Этот эпизод вы сможете найти в моей книге. Кое-кто из окружения помогал ему с сочинением слов; я не называю имен, так как это «соавторство» ограничивалось одним словом или фразой, которые подхватывал Фредди. Из его сольных работ мне особенно нравится песня «In My Defence», которая была написана Дэйвом Кларком. Но Фредди сделал её по-настоящему своей, поэтому многие думают, что он и является автором текста. Когда вышел клип (который я «склеил» из отдельных кадров), подобное мнение еще более укрепилось.

И это еще одно качество великих людей, когда они берут мелодию, которую написал кто-то другой, и создают из нее свою песню».

Продолжение следует…