Найти тему
МОРСКОЙ КОНЁК

Правильно ли вы руководите семьёй?

Традиционные японские компании позиционируют себя большой семьёй, подчёркивая тем самым особый уважительный характер отношений между сотрудниками и руководством, при котором каждый воспринимает свой труд не как ненавистную обязанность подчиняться начальнику, а как деятельность на благо всех членов семьи.

Как ни странно, большинство семей у нас сами не дотягивают до такого уровня отношений. Супруги вечно выясняют между собой отношения, обвиняя друг друга в недостаточном вкладе в хозяйственные вопросы, дети отказываются выполнять работу по дому, которая им не нравится, пытаясь спихнуть её с себя на других. Ежедневные конфликты и бытовые разборки разрушают семью, делая всё более осознанным желание каждого покинуть её и жить отдельно.

Проблема в том, что всё то, что вы делаете для детей, воспринимается ими, как должное, а то, что вы требуете от них, они считают лишней работой, за которую никто им зарплату не даёт. И все ваши аргументы, что вы их кормите, одеваете и оплачиваете прочие расходы, на них особо не действуют.

Все люди хотят, чтобы их труд оплачивался, причём чтобы эта оплата была ощутимой и персональной. И дети исключения не составляют. Более того, если подростку можно объяснить, что награда его ждёт через неделю, через месяц или полгода, то маленькому ребёнку этого не понять – он требует немедленного вознаграждения.

Другой момент – когда дети чувствуют явную несправедливость в распределении работы. Самый частый вариант, когда в семье более одного ребёнка, каждый из них будет ревниво оценивать, насколько тяжёлая работа досталась ему, и насколько лёгкая – другим.

Что нужно учитывать для того, чтобы установить в семье нормальный порядок распределения труда, приблизив его к идеальному?

Для начала постарайтесь выбрать работу, соответствующую возрасту ребёнка. Вы не можете поручить ребёнку двух-трёх лет серьёзные обязанности, но именно с этого возраста необходимо приучать его к выполнению повседневной домашней работы, тем более, что как раз они в большинстве случаев делают это от души. Поэтому поручите им то, что не потребует больших сил и умения. Например, научите их складывать на место свои вещи и игрушки, поручите приносить небольшие лёгкие небьющиеся вещи, чтобы помочь вам в работе. Главное – дать маленькому существу почувствовать свою полезность и значимость для дома и семьи.

Главное в этом возрасте почувствовать свою полезность и значимость для семьи
Главное в этом возрасте почувствовать свою полезность и значимость для семьи

В возрасте от трёх до пяти-шести лет , когда дети уже ходят в садик и учатся элементарным навыкам пользоваться посудой, самостоятельно одеваться, перечень обязанностей можно расширить, поручив им накрывать на стол и убирать со стола, протирать пыль, самостоятельно доставать и убирать свою одежду. Активнее вовлекайте их в совместный труд, когда они могут помогать вам в более сложных действиях, одновременно обучаясь тому, что впоследствии будут делать сами.

В шесть-девять лет, в период, когда дети ходят в начальную школу, они уже более самостоятельные и достаточно взрослые, чтобы без проблем разбираться в технике и выходить на улицу. Поэтому они уже сами должны следить за порядком в своей комнате, застилать постель, готовить себе самую простую еду. Помимо этого, вы можете поручить им следить за содержимым холодильника, покупать самые необходимые продукты в ближайшем магазине (хлеб, творог), загружать бельё в стиральную машину, заботиться о домашних питомцах.

В возрасте от 10 до 15 лет характер детей нередко меняется до неузнаваемости. Вчерашний покладистый малыш превращается в дерзкого подростка, который начинает настойчиво требовать уважения своих прав. И вам приходится всё больше уступать. В свою очередь вы должны объяснять повзрослевшему ребёнку, что он имеет не только права, но и обязанности, и часть домашней работы должен брать на себя. Подросток вполне может заниматься уборкой в доме, выносить мусор, мыть посуду, а также помогать в приготовлении еды.

Подросток должен понять, что обязан часть домашней работы взять на себя
Подросток должен понять, что обязан часть домашней работы взять на себя

После шестнадцати лет ребёнок уже совершеннолетний, и может выполнять уже любую работу по дому наравне со взрослыми, а в некоторых делах будет справлять даже лучше и эффективнее.

Обязанности, которые вы распределили по дому, особенно те, что касаются детей, желательно зафиксировать в письменном виде и контролировать их выполнение. Что касается вознаграждения за правильно проделанную работу, то оно также зависит от возраста ребёнка. Малыши будут рады новой игрушке, купленной на выходные или какому-нибудь лакомству. Детей постарше больше заинтересуют походы в развлекательные центры или кинотеатры, новые гаджеты и карманные деньги.

Домашний труд должен вознаграждаться и приносить радость
Домашний труд должен вознаграждаться и приносить радость

Если вы собираетесь поручить повзрослевшему ребёнку какую-то новую обязанность, лучше всего связать её с покупкой какого-то ценного подарка (новый гаджет, велосипед или приставка для игр), который он страстно выпрашивает у вас. Тогда досада от лишних хлопот будет перекрываться радостью от приобретения.

Но не забывайте строго контролировать выполнение обязательств, которые ребёнок взял на себя, буквально вести журнал, в котором фиксируется оценка выполнения им своих обязанностей. Это воспитывает в нём ответственность.

Также проявляйте гибкость. Если вы видите, что ребёнку тяжело справляться, уберите какую-либо обязанность или замените на другую. Не забывайте, что он учится, и повседневные домашние дела не должны мешать его учёбе. Время от времени устраивайте «разгрузочные дни», освобождая его от некоторых или всех обязанностей. Помните, что домашняя работа не должна восприниматься ребёнком, как пытка.