В январе 2021 года в российских кинотеатрах показали фильм «Девушка, подающая надежды» (Promising Young Woman), а в феврале он был номинирован на «Золотой глобус» в категории «Лучшая драма». «Я люблю кино» объяснит, почему эта номинация означает наступление новых времён в западном кинематографе.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.
«Девушка, подающая надежды» рассказывает историю странной героини по имени Кассандра (Кэри Маллиган, которая когда-то была актрисой, подающей надежды), мстящей мужчинам за давнишнее изнасилование своей подруги Нины. Это произошло ещё в колледже, на одной из пьянок, в результате чего девушка впала в депрессию и умерла. При этом Кассандра почему-то мстит не непосредственным виновникам трагедии, а случайным мужчинам в барах и клубах, причём довольно странно: притворившись вдрызг пьяной и оказавшись дома у очередного «кавалера», героиня Маллиган вдруг пугает их внезапной трезвостью. Видимо, путём такой шоковой терапии Кассандра пытается перевоспитать плохих мальчиков — забив при этом на собственную жизнь.
Определить жанр фильма сложно. Он не вызывает сильного нервного напряжения, поэтому триллером его не назовёшь. При этом на драму картина тоже не похожа, так как сделана в чересчур фривольном, ироническом стиле (при всей серьёзности затронутой проблематики). По яркой, кричащей подаче «Девушка, подающая надежды» напоминает другой известный фильм с Кэри Маллиган, «Драйв». И если раньше такие картины почти не имели шансов на серьёзные награды (для этого им надо было примерить облик классической драмы, каковой была, например, снятая на схожую тему «Тельма и Луиза» Ридли Скотта), то теперь времена на Западе иные.
Почему этот фильм получил все главные номинации на «Золотой глобус» (и, видимо, повторит это с «Оскарами»)? Потому что теперь претенденты на премии должны удовлетворять жёсткому набору критериев, и в результате кандидатов приходится искать даже там, где раньше это делать брезговали. Да, «Девушка, подающая надежды» не похожа на серьёзную драму, но её сняла женщина-режиссёр (британская дебютантка Эмералд Феннелл) и в ней рассказывается о подавлении женщин мужчинами — а это уже два важных пункта идеологической программы. При этом (особый шик!) в фильме вообще нет ни одного нормального персонажа-мужчины. Зато (СПОЙЛЕР) есть «твист»: вроде бы приличный парень вдруг оказывается подонком. Ну разве не замечательное кино?
При этом «Девушка, подающая надежды» — качественно снятый фильм с интересным сюжетом. Просто 10 лет назад он бы остался в более низкой весовой категории. Для сравнения хорошо подходит другая «Девушка»: «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, как раз вышедшая в 2011 году. Там сильная и яркая женщина тоже мстила мерзким мужчинам, но критерии кинопремий были другими, и тогда значимую номинацию получила только Руни Мара (сыгравшая сильнее Кэри Маллиган), а блестящая режиссура Финчера осталась незамеченной.
Теперь же приходится выбирать из того, что есть. И на пользу кино западному кино это явно не пойдёт.