Будьте осторожны, искусство убивает.
Под псевдонимом «Стендаль» свои книги писал француз Мари-Анри Бейль. В начале XIX века он отправился в Италию и, изучая там произведения искусства, вел дневник. Позже он издал его как книгу «Рим, Неаполь и Флоренция». В ней Стендаль описал свои необычные и весьма сильные ощущения от увиденного – например, от посещения церкви Святого Креста (базилики Санта-Кроче). Это стало первым подробным рассказом о том, что в конце XX века итальянский психиатр Грациэлла Магерини назовет флорентийским синдромом, или синдромом Стендаля.
Кроме Бейля, Магерини наблюдала еще чуть больше сотни пациентов с таким «культурным» расстройством – кстати, его третье название «гиперкультуремия».
Что это такое
Споры о том, насколько это реальное психическое заболевание, не утихают до сих пор. Тем не менее люди продолжают с ним сталкиваться. Например, в 2018 году СМИ сообщили о мужчине, который был поражен синдромом Стендаля, рассматривая полотно Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» во Флоренции. У пострадавшего диагностировали сердечный приступ.
Совсем недавно – летом 2020-го – директор Музеев Ватикана Барбара Ятта давала интервью «Известиям» . В нем она рассказала, что время от времени наблюдает посетителей с флорентийским синдромом – а после пандемии COVID-19 их стало больше.
Кроме того, в Медицинском словаре Farlex можно найти соответствующее определение .
Синдром Стендаля – это психосоматический феномен, при котором человек слишком ярко реагирует на произведения искусства, чаще всего – эпохи Возрождения. Так как именно Италия, а в частности Флоренция, – это буквально эпицентр культуры Ренессанса, синдром получил название «флорентийский». Собственно, там его проще всего «подхватить».
Проявляться гиперкультуремия может по-разному. Кто-то перестает ориентироваться в пространстве, кто-то сталкивается с заторможенной реакцией, кто-то, напротив, – становится гиперактивным. У кого-то нарушается восприятие реальности, а у кого-то и вовсе – восприятие самого себя. Бред, галлюцинации, ощущение, будто оказываешься внутри предмета искусства, – все это симптомы флорентийского синдрома.
Что касается физического проявления, то доходит и до головокружения, тошноты, учащенного сердцебиения, болей в животе и грудной клетке.
Некоторые даже полагают, что случаи, когда люди портили произведения искусства, – это тоже проявление синдрома Стендаля.
Длится такой недуг от нескольких часов до примерно восьми дней. Понадобится ли медицинская помощь – зависит от конкретного случая и от силы, с которой проявляется синдром.
Что с этим делать
Чтобы (попытаться) ответить на этот вопрос, нужно понять, что вызывает у организма такую реакцию. Гиперкультуремии подвержены чувствительные люди с отличным (и даже плохо контролируемым) воображением. Те, кто впервые сталкивается вживую со столь величественными произведениями искусства, – тоже в зоне риска. Одновременно с ними синдром Стендаля могут подхватить и великолепно образованные люди, увлеченные культурой.
Суть в том, что человек настолько восхищается работой, что впускает ее в свой внутренний мир, начинает соотносить сюжеты, героев, явления со своим собственным опытом, с личными переживаниями. Видимо, по этой причине путешественники из Северной Америки или Азии в меньшей степени подвержены флорентийскому синдрому – культура Ренессанса просто не соотносится с их собственной, не откликается им.
Может быть, и делать ничего с этим не нужно. Вероятность, что вы столкнетесь с жесткой и негативной формой синдрома, – крайне мала. Чаще всего это все-таки приступ восторга, восхищения, эйфории. Рекомендуется просто делать достаточное количество перерывов во время походов по галереям, церквям, музеям и прочим местам «скопления произведений искусства». Позвольте себе осмыслить увиденное и пережить эти эмоции.
Правда, итальянский режиссер Дарио Ардженто в 1996-м году все-таки придумал, что делать с синдромом Стендаля. Он снял про него фильм. В основу сюжета лег роман Грациэллы Магерини. Главная героиня – полицейский детектив – страдает флорентийским синдромом, а преступник пользуется этим.