В газете «Ленский коммунист» в 1974 году под рубрикой «Они строят БАМ» был напечатан очерк Любови Марковой «Пятая трасса». Да-да, в те годы журналисты писали очерки, довольно интересные, между прочим. Представляете, тогда не было ни компьютеров, ни соцсетей. У корреспондентов были только блокнот и авторучка. А материалы интереснее нынешних. Как сегодня говорят? Информации много, знаний мало...
Я обещала, что буду иногда заглядывать в старые подшивки, которые хранят немало тайн. Читаем?
— Бросить бы всё и уйти в кабинетную тишину, — в который раз вот так, в минуту отдыха, вслух мечтал Валентин Петрович. Вздохнул и посмотрел на свои привыкшие к сапогам ноги. — Уйду, и буду щеголять в полуботинках…
— Нет, Петрович, не уйдёшь! На второй день убежишь из кабинета, — сказал Куликову один из тех, кто знал его по нелёгким километрам трассы.
— А и верно убегу! — Куликов рывком сдернул шапку и пригладил ладонями седые волосы.
Ему всего сорок пять, но два десятка лет, отданные трассе, посеребрили голову, морщинами легли на лицо. Но внешность мало заботит Куликова. Впрочем, и тяготы походов, неуют строек он воспринимает как само собой разумеющееся («Какая стройка без трудностей и лишений?»). Не раз уже были в жизни Куликова и первая просека, и эстафетный поезд…
— И Байкало-Амурскую построим! Жаль, но БАМ, видимо, последняя моя магистраль.
В начале прошлого года с берегов Таюры началась подготовка к наступлению на тайгу. Первым сюда пришёл отряд из шестнадцати человек, во главе с бригадиром Н.И. Андреевым и старшим прорабом В.П. Куликовым. Они, первопроходцы, проложили зимник. Позднее Валентин Петрович работал с бригадой Зураба Каличавы на 25-м километре, на просеке.
…С двадцать пятого километра от нулевого пункта начиналась для Куликова и предыдущая стройка – Хребтовая-Усть-Илимская. Первый десант высадился в тайге 17 января 1966 года. Просека. Искусственные сооружения. Сдача пути. Гражданское строительство.
— Везёт мне на хороших людей. Там, на Хребтовой-Усть-Илимской, я встретил замечательного человека и грамотного инженера Федора Александровича Копкова. Поражаюсь талантом этого специалиста. Все объекты, которые были построены при мне под его руководством, приняты комиссией на «отлично».
— А у вас, Валентин Петрович, какая специальность?
— Окончил электромеханический техникум, но, как видите, пошел по строительству железных дорог.
В.П. Куликов начинал с трассы Тайшет-Лена: участвовал в выносе участка пути Ургудон -Видим из зоны затопления; работал на «трассе мужества» — Абакан-Тайшет вплоть до декабря 1965 года.
Сейчас Валентин Петрович старший прораб перевалбазы . Задача коллектива его участка — своевременно отгружать все необходимые материалы в подразделения БАМ. А непосредственная обязанность старшего прораба В.П. Куликова и прораба Л.А. Рощина — правильно организовать работу людей. При всех трудностях это им удаётся: неплохих результатов добиваются все три бригады участка.
Но организация труда — далеко не единственная обязанность руководителя. В борьбе за повышение работоспособности коллектива много значат нюансы взаимоотношений между людьми. Скажем, пообещал руководитель дать ребятам после работы автобус, чтобы они могли съездить в баню.
Так ли важно выполнить это обещание? Куликов считает, что очень важно: руководитель, который не держит слово, рискует потерять авторитет. Валентин Петрович требователен к другим, но прежде – к себе.
Не любит Куликов попусту терять время. Не подступиться к нему с разговорами, если вокруг кипит работа, - отмахнётся. Как в первый раз, когда встретила его здесь, на 30-м тупике. Он не прошёл, а почти пробежал мимо. Оказалось, приостанавливалась выгрузка вагона, и Куликов спешил выяснить причину.
В этот раз я застала его в конторке: сидел за столом и подписывал бумаги. Когда освободился и мы разговорились, поймала себя на мысли, что с этим человеком сколько ни говори, все будет казаться мало. У него что ни фраза — то поговорка, афоризм; что ни случай из жизни — то новая грань характера.
Валентин Петрович рассказывает о преимуществах новой стройки перед предыдущими:
— На БАМе наш «Ангарстрой » обновился в смысле технического оснащения. Техника поступает самая современная. А лет пятнадцать назад зачастую делали шаг вперёд — два назад. Очень вырос объём работы. Если на прежних стройках годовой объём часто не превышал 18 миллионов рублей, то теперь годовая программа по всему западному участку БАМ во много раз больше.
А вот как говорит о трудностях и особенностях стройки:
— На участке от створа моста реки Лена до Нии трасса идет по северному склону. Тяжелые подъезды буквально съедают темпы работ. Насыпи, искусственные сооружения, вечная мерзлота — вот «приданное» строителям от Сибири.
В конторку на минутку зашла жена Куликова. С самой первой трассы Валентина Петровича она работает вместе с ним: то кладовщиком, то экспедитором. У них две дочери. Неспокойная жизнь трассы не мешает им хорошо учиться. И в прошлом году, когда перебрались на новую стройку, девочки быстро освоились в железнодорожной школе.
Привезли с собой в Усть-Кут пианино, на котором любят играть сами и учат отца (Валентину Петровичу по душе этот инструмент). О чём он мечтает? Нынче хочет навестить в Ташкенте старушку-мать. Трасса не часто дарит такую возможность…
— Валентин Петрович, а что дальше, на какой объект уйдёте после этого прорабского?
— Думы начальства, — шуткой ответил Куликов, — неисповедимы. Буду там, куда меня направят. Важно быть, как говорят, на своём месте.
Не забывайте писать комментарии и вспоминать свои истории