- Анализ-разложение-расчленённое предмета или явления на его сословные простые части.
- Синтез-соединение частей предмета или явления в целое, рассмотрение предмета в единстве. Метафизика противопоставляет анализ и синтез как взаимно исключающие друг друга методы.
Материалистическая диалектика, против, учит о единстве анализа и синтеза. Энгельс писал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза» Ленин также подчёркивает единство анализа и элементов диалектик , указывает Ленин, является «соединение анализа и синтеза,-разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе». Анализ и синтез являются мощными средствами человеческого познания. Без них невозможны даже элементарные и простейших формы психической деятельности-ощущения, восприятия. Объективный мир, объективные вещи и явления предстают пред человеком во всей своей сложности и конкретности. Конкретное есть единство многообразного. Нельзя познать его на его составные части и элементы, не анализируя их. Химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможность выделить составные части этих процессов-химические элементы, атомы, молекулы. Точно так же экономист ничего не мог бы знать о капитализме и законах его экономического развития, если бы путём анализа он не выделил его элементы-товар, цена, стоимость, прибавочная стоимость и т.д.- и не познал из сущности. Анализ сам по себе, однако, не может дать полного познания предметов. Он требует дополнения в виде синтеза, который, опираясь на результат анализа, познает предметы и явления как целое. Маркс, дал в «Капитале» гениальный образец диалектического познания, не ограничивается одним анализом. Проанализировав отдельные стороны, элементы капиталистического способа производства, Маркс затем дает величественный синтез, показывающий капиталистический способ производства в целом, В диалектической взаимосвязи всех его сторон и законов. Гениальные образцы диалектического применения анализа и синтеза к познанию сложных вопросов общественной жизни и борьбы дают труды Ленина и Сталина. Так, например, Ленин в своем гениальным произведении «Империализм, как высшая стадия капитализма», развитие идеи «Капитала» в применении к новому историческому периоду капитализма И глубоко раскрывая сущность империализма, пользуются при этом как анализом, так и синтезом. Сначала Ленин исследует путём анализа различные стороны, признаки империализма как новый, высшей стадии капитализма. Выделив и осветив эти признаки, Ленин далее суммирует их путём синтеза и дает общий исчерпывающее определение сущности империализма. Точно также товарищ Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос», определяет сущность нации, вначале путём анализа выделяют присущие ей характерные черты, признаки: общность языка, общность территории, обычность экономической жизни, общность психического склада. Затем товарищ Сталин путём синтеза дает гениальное определение понятия нации, которые заключает в себе в обобщенным виде все основные её признаки. Таким образом, в процессе познания необходимо применять как способ анализа, так и способ синтез, который как подчинённые моменты включаются в метод материалистической диалектики.