«Дано мне тело - что мне делать с ним, таким единым и таким моим?» - восклицал когда-то Мандельштам. Эх, Осип Эмильевич, ладно с телом, а с душой, с сознанием, с внутренней сутью своей, что прикажете делать? С телом нынче проще. С телом тебе нынче что угодно сделают, были бы деньги.
Забавно что, почти все встреченные мной отзывы сконцентрировались на интимно-депиляционном опыте героини и ушли в рассуждения о том, можно и должно ли заглядывать писателю и читателю за кулисы такой профессии. Напоминает шутку, приписываемую Раневской, про то что жопа есть, а слова такого нет. Чем, скажите на милость, череда людей, проходящих через салон красоты отличается от посетителей библиотек, любителей аквапарков или покупателей игуан? Везде будут свои чудаки и свои дураки.
Род занятий «дарлинг Галин» полная ерунда по сравнению с главной печалью этой повести. По моему ощущению эта книга, как спиртовая салфетка или ватка, смоченная нашатырём, пропитана густой шибающей в нос усталостью и безысходностью. Унынием и бессмысленностью существования пахнет бабий ветер. И сдается мне я впервые в таком объеме встречаю эти эмоции у Дины Рубиной.
Я купила книгу несколько лет назад в фойе концертного зала перед литературным вечером Дины Ильиничны. Встреча с писателем в наших краях явление редкое и признаться я не знала, чего ждать от этого мероприятия. Сотни женщин зрелых лет с редкими вкраплениями мужчин и молодежи. Пафосный зал. Третий звонок. И вот на сцене чудесная женщина, написавшая так много прекрасных строк, нарисовавшая так много узнаваемых до боли жизненных картинок, представившая тебе так много родных, чужих, влюбленных, задорных, несчастных, разухабистых, трогательных, нелепых людей. Яркая, уверенная, невероятно артистичная, прекрасно читающая свои тексты и рассказывающая байки. Я смеялась и хлопала вместе с залом и не могла сформулировать, что же тут не так. А что-то было не так. Наверное, только дочитав эту книгу я поняла в чем дело. Дина Рубина, настоящая, живая, замечательная женщина, стоявшая на сцене, была к нам равнодушна. Ничего личного. Она просто устала от гостиниц и казенного постельного белья, от Марин, Ирин и Катерин, вальсировавших ее в Челябинске, Красноярске и Новосибирске, от восторженных улыбок посторонних людей, от бестолковых цветочных букетов с удушающим запахом, от пыльных портьер концертных залов, от тысяч читателей, жадно толпящихся за формальным автографом. Мне показалось, и пусть я ошибусь, пожалуйста, пусть я ошибусь, что это был человек уставший от жизни. Мне показалось, это было равнодушие зрелости, так бесившее меня в юности. Равнодушие, как осадок на дне стакана, из которого уже выпили всё любопытство, всю жажду открытий, всё удивление. Равнодушие, которое подкрадывается ко мне по утрам, покрывает липким бессилием и не дает открыть глаза. Равнодушие, с которым обсуждают и осуждают всё, что не близко. Равнодушие и усталость, принявшие форму повести в письмах без сюжета под названием «Бабий ветер». И похоже занесло меня этим ветром в какую-то не ту степь…
На самом деле в этой книге есть все фирменные фишки Рубиной – и сочный, живой язык с меткими словечками, и колоритные персонажи, и мелкие профессиональные детали, придающие достоверность повествованию, и зарисовки судеб крупными штрихами и акварели окружающих красот. Писательский профессионализм Дины Рубиной никуда не делся, а то что книга меня не порадовала… ну, не возвращать же ее, как бракованные воздушные шарики, которые надуваются, яркие, летящие, но не радуют?!))