К нам в Вологду на 3 дня приезжал уникальный передвижной музей "Поезд Победы". В вагонах, которого воссозданы картины из нашей истории.
Проект реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» и общественной организации «Волонтеры Победы».
Музей «Поезд Победы» — это сплав традиции и новаторства, сочетание современных технологий, исторической правды и неподдельных эмоций. Это своеобразная машина времени, с помощью которой посетители погружаются в прошлое, и железнодорожный состав несет их по дорогам войны через испытания и потери — к Победе.
Маршрут проходит через семь вагонов: начиная с июня 1941 года до победы в мае 1945 года, проживая эти сложные для нашей страны годы и сопереживая участникам Великой Отечественной Войны, по всему маршруту нас сопровождала аудиогид Лидия.
Лидия — не просто аудиогид: это — собирательный образ поколения, юная советская девушка. Ее судьба — это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления, опытом Победы. В 1941-м ей девятнадцать: она пошла по стопам отца и стала машинистом паровоза. Вместе с Лидией, вместе с ее прототипами — нашими предками — мы пройдем путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Мы увидим войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий.
Экскурсия совершенно бесплатная, но для посещения нужно было зарегистрироваться на сайте, бронирование объявили в 10 часов утра, а к 12 часам мест уже не было. Поэтому я рада, что нам удалось посетить этот музей.
На вокзале нам назначили куратора, в поезд запускали по шесть человек каждые пять минут. На входе провели инструктаж и выдали наушники.
Ну и подробней о самом поезде.
Первый вагон - Мирная жизнь
Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день.
Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоев, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики... Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзаж за окном. Кто эти пассажиры? Какие планы заставили их отправиться в путь?
Второй вагон
Идея первой части вагона — Поезд на фронт
В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей страны.
На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. В руках у них солдатские медальоны, которые выдавались каждому зачисленному на военную службу: в такой медальон вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели.
Идея второй части вагона — Окоп
В этой части особенно бросается контраст: вроде только было мирное время и вот уже война. Первые бои, первые оборонительные сооружения, нехватка опыта и первые потери.
3 Вагон - Концлагерь
Это слово у любого нормального человека ассоциируется с фашизмом, массовыми смертями, геноцидом, издевательствами над невинными людьми, чудовищными экспериментами над узниками.
Пугающие детали экспозиции:
Это, наверно, эмоционально самый тяжелый вагон.
4 вагон
Идея первой части вагона — Санитарный вагон
Забота о раненых на войне — тоже своего рода поле боя, где идет борьба за спасение человеческих жизней. Перед глазами — трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига — главная задача этой тематической зоны.
Здесь нас знакомят с Зинаидой Ермольевой, знаменитой изобретательницей пенициллина, который в дальнейшем помог спасти не одну тысячу людей и это только за годы войны.
Идея второй части вагона —
Наука
Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.
Под руководством физиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторскими бюро С. В. Ильюшина, А. В. Яковлева, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе.
При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.
Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.
Гигантский прорыв в науке позволил Красной армии получить преимущество на поле боя.
5 вагон
Идея первой части вагона — Банно-прачечные поезда
Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.
Идея второй части вагона — Блокада
Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей, —это Дорога жизни. Она проходила через Ладожское озеро: летом — по воде, а зимой — по льду.
Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной истории.
Этот вагон встретил нас мяуканьем, он везет в Ленинград кошек, для борьбы с крысами, а тем временем в открытую дверь виден идущий бой.
6 вагон
Идея первой части вагона — Штабной вагон
Успех операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования советской армии. С точки зрения военной науки наступление в Белоруссии является одной из вершин полководческого таланта.
Именно поэтому рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.
Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».
Успех сопутствовал Красной армии не только на поле боя, но и в новой сфере противоборства — радиоэфире. Здесь блестящую победу одержали советские контрразведчики.
Идея второй части вагона — Бронепоезд
Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.
В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.
7 вагон
Идея вагона — Победа,
возвращение домой
Это сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда.
Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.
Последний вагон - самый яркий по краскам и настроению, ведь он посвящен Победе, которую так ждали, в которую верили. До этого радостного дня дожили не все... Но какое это было счастье, когда советские люди услышали, что Германия капитулировала! Сердца бились чаще и дыхание перехватывало от ликования и слез...
Больше всего поражает то, как детально проработаны лица людей, с какой ответственностью подошли к мелочам. Кстати, для экспозиции собирались настоящие вещи времен войны, например, медицинские книги, нагрудные знаки, оружие и даже чайник и гармонь.
Экскурсия очень эмоциональная, внутренне начинаешь сопереживать и проживать военные события.
Подписывайтесь на мой канал , будет много интересных маршрутов, увлекательных мест и удивительных историй. Давай те путешествовать интересно!
Другие мои публикации:
Путешествуем по Вологде: Дом-музей Усадьба Можайского и история появления первого самолета
Гуляем по Вологде: Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
35-я батарея г. Севастополь - экскурсия со слезами на глазах
Использованы материалы сайта: https://поездпобеды.рф/