Всё началось с услышанного еще в дошкольном возрасте в программе «Время» обрывка фразы: «и прочих высокопоставленных лиц». «И прочих» мне, разумеется, услышалось – и прочь их!
В нашем небольшом местечке самой высокой точкой была заводская труба. В ночь после того злосчастного выпуска новостей уснуть я не могла – меня одолевали одновременно два чувства. Любопытство, как происходило это поставление лиц на заводскую трубу. И жалость. Потому что лица – это не люди с руками и ногами, а остаток от человека, что-то вроде колобка. Вот закатили их туда, высоко, а поставить – непросто. Потому что вниз могут скатиться.
На следующее утро я поняла, что прежний беспечный взгляд на лица мной утерян раз и навсегда. Потому что я начала подозревать – а вдруг и этому лицу будет сделана прочь, и лицо будет поставлено если не на заводскую трубу, то на колокольню храма или на крайний случай на громоотвод у метеостанции.
Моё подсознание в качестве нормы зафиксировало спокойное лицо сидящей у окна бабушки, когда мы все дома и все здоровы, за окном шумит теплый весенний дождь, а на коленях мурчит Фринь (так звали бабушкиного кота).
А все остальные выражения лиц были отклонением от этой нормы.
[ Только вот, пожалуйста, не подсказывай мне таких слов как дивергенция, девиантность или стандартный разброс. Слов таких я тогда еще не знала ]
Когда человек поднимает непосильную тяжесть, сначала приподнимаются щеки, обнажая верхние клыки, потом закусывается нижняя губа.
Когда у человека болит над бровью, он приподнимает соответствующую щеку вверх, навстречу боли.
А вот недоволен человек может быть по-разному. В зависимости от причины недовольности. И очень важно знать, недовольна ли мама из-за разбитой мной чашки или из-за убежавшего молока, «которое испоганило чистую плитку».
Так я из своих детских наблюдений постепенно составила мысленный каталог эмоций и их причин. Надо ли говорить, как я радовалась каждому пополнению моей коллекции. Спесь, жадность, высокомерие, жалость, беспомощность, страх, брезгливость…
Потом новые мимические экземпляры стали попадаться всё реже. Поэтому я усложнила себе задание – научиться понимать, какое следующее слово произнесет говорящий человек.
В университете на лекциях я усердно садилась в первый ряд и пристально следила за мимикой лектора. Все мы знаем, что преподаватели довольно часто, чтобы перевести дух и чтобы убедиться, насколько доходчиво они объясняют, замолкают, показывая своим видом, что ждут продолжения своей фразы. Иногда моя дурацкая привычка угадывать воспоследующее слово выкидывала злую шутку. Меня за глаза стали дразнить Логическим экспромтом.
Самыми редкими в моей коллекции были и остаются три случая. Два первых можно объединить в один. Так как это были лица людей, называемых в народе биоэнергетиками. Не шарлатанами, а действительно обладающими экстраспособностями.
Когда я пристально рассматривала фотографии из трагического похода дятловцев, больше других меня заинтересовал хорошо известный всем вам снимок – слева Тибо-Бриньоль в головном уборе Золотарева, возле него Дубинина, далее Золотарев в шляпе Тибо, а рядом с Золотаревым Колмогорова.
Так вот на лице Дубининой я увидела знаки, которые видела только два раза в жизни. А именно – знаки наличия экстрасенсорных способностей. Возможно, что Дубинина неосознанно практиковала бытовую магию. Вроде «у кошки боли, у мышки боли, а у Тибошки не боли».
В процессе изучения этой фотографии я поняла, что Тибо-Бриньоля в момент фотографирования била внутренняя лихорадка (по двум, а то и по трем причинам).
Что касается Золотарева, мудрые латиняне нам завещали следовать традиции дэ мортиус аут бэнэ, аут нихиль , поэтому насколько можно мягче изложу свою мысль – его оскал указывает на то, что стрельба из автомата доставляла ему удовольствие.
Диастема у Колмогоровой – признак лидерства. И при этом контур щек схож с абрисами лиц жен декабристов.
Говорят, что после ухода души – с бренной ладони исчезает линия жизни. Морщины – наши линии жизни, до мельчайших подробностей рассказывающие все наши тайны. Недаром раньше делали посмертные маски.
Прежде чем скорчить недовольную гримасу, говорю себе – спокойствие, только спокойствие! Разве вечность не стоит покоя ?!..