Есть профессионалы психологи, имеющие базовое университетское или институтское образование. Среди них встречаются и такие, кто понимает, ЧТО такое личность и КАК можно помочь человеку, если он в такой помощи нуждается.
⠀
Другие же дипломированные психологи разрабатывают теоретические проблемы человечества, которые соответствуют номотетическому направлению, изучающему общие закономерности человеческой психики, или же склонны к иным широким обобщениям.
⠀
Но есть также большая группа людей, склонных думать, что их кругозор, интеллектуальные способности, изучение ряда научных работ, умение высказывать и внушать другим свои мысли и выводы, опираясь на свой собственный опыт, что все это позволяет им считать себя консультирующими психологами, и иногда даже - небезосновательно. Судя по их популярности и видимому эффекту, у них есть талант. Б.В. Зейгарник говорила, что психологом нужно родиться, что по-настоящему хороший психолог в первую очередь «психолог от Бога». Однако при этом они попадают в группу «нелицензированных психологов» наряду с другими.
⠀
Другие - это либо мошенники, проходимцы, охотящиеся за легкой наживой и пользующиеся наивностью людей, или просто – манипуляторы с завышенной самооценкой, болтуны, не знающие основ психологии личности и физиологии человеческого организма, но при этом рассуждающие (к примеру) о существовании «интуитивной анатомии», о возможности с помощью ряда загадочных ритуалов или других (порой опасных) средств решить все проблемы страдающего человека, а так же прочие глупости.
⠀
С этими все ясно, но как быть другим, талантливым, образованным, но не имеющим формального подтверждения своего статуса, хотя по своим качествам соответствующим требованиям, предъявляемым консультирующему психологу, которому можно позволить консультирование нуждающихся в помощи людей? Кто может взять на себя такую ответственность?
Как совершенно заметил А.Б. Балунов, «если разрешение на работу психологов будет исключительно прерогативой разработчиков Закона – факультетов психологии, то развитие практической психологии в России прекратится!». Следует иметь в виду ту большую роль, которую в наше время играют многие новообразованные организации, возглавляемые авторитетными личностями, имеющими надлежащие степени и звания, а главное – заслужившие доверие психологической общественности благодаря не только опоре на фундаментальные знания, которые традиционно дают ведущие психологические кафедры МГУ и ЛГУ: они известны также благодаря творческому развитию тех психологических направлений, которые созвучны современности , с использованием новейших технологий.
⠀
Среди разнообразных курсов, на которые приглашают психологов, есть и такие, которые не только являются общепризнанной школой для повышения квалификации практических психологов, но и обладают правом выдачи сертификата государственного образца после сдачи слушателями экзамена.
⠀
С каким усердием и жадностью впитывают в себя знания психологи, как они благодарны за помощь в их повседневной работе (к примеру - на курсах Института прикладной психологии в рамках РОСНОУ)! Кто-то скажет – «Но это не бесплатно!» А разве можно возражать против того, чтобы Государство обеспечило бюджетное решение этого вопроса? Но … но пока это случится, видимо следует дифференцированно подходить к разным группам консультантов и психотерапевтов, расширять права авторитетных организаций на выдачу лицензий, а проверка знаний через экзамен усвоенного материала после обучающего курса позволит избежать случаев с «дипломированными лже-психологами». Нужно же как-то решать проблему!
⠀
Собчик Л.Н. Доктор психол. наук