В ушедшем году как никогда много в местных пабликах в Интернете публиковалось постов о найденных котятах, взрослых кошках и собаках, чьих владельцев авторы объявлений пытались найти через соцсети. Однако, судя по отсутствию комментариев от хозяев, никто найденышей не терял и искать не собирался. А это значит, их просто выбросили из дома, в самом деле, не с неба же они сваливались на улицы города и поселка Тургенево. К счастью, в селах, судя по всему, жители гораздо совестливее и не избавляются от домашних питомцев. Что побуждает вчерашних любящих хозяев выбрасывать животных, особенно маленьких котят на улицу, обрекая их на голод и гибель от холода, спросить не у кого – на лбу у них, к сожалению, не написано имя хозяина. Судя опять же по фотографиям в соцсетях обреченных подбирают добрые люди, которых в нашем городе немного, но все же они есть. Они пытаются пристроить найденышей в такие же добрые руки, потому что у самих, как выясняется, уже немало животных, а в самых безнадежных случаях все же оставляют у себя.
- Теперь что же, если напишете о нас, к нам будут специально подкидывать котят и кошек?! - всплеснула руками одна из них, Ольга Николаевна Прососова, которую все в нашем городе знают не только как опытную хирургическую медсестру, много лет проработавшую в районной больнице, но и как очень доброго, отзывчивого человека, которая спасла, наверное, сотни человеческих жизней и десятки кошачьих. Так уж получилось, что улица, где располагается их дом, самая что ни на есть проходная и оживленная – котят и даже довольно-таки взрослых особей выкидывают сюда уже давно и регулярно.
- Не то чтобы мы их подбирали, скорее, это они находят нас, - говорит Ольга Николаевна, у которой сейчас живут три кошки - Крыса, Кика и Нюся, и три кота - Василий, Леонид и Зефир. - Вот, например, Зефир пришел к нам со сломанным хвостом и свалявшейся шерстью. Господи, как жалко его было! Отмыли, расчесали, хвост, конечно, было уже не спасти, пришлось ампутировать. Да, у меня дома имеются некоторые хирургические инструменты, потому что довольно-таки часто приходится оказывать первую медицинскую помощь и животным. Он у нас - уже три года, очень хороший, лежит себе и лежит, никого не трогает, иногда мышей ловит, а уж после мытья как распушится, становится похожим на бело-розовое облако зефира – вот поэтому так и назвали.
Была у нас Полина Ивановна – пришла с сожженной шерсткой, зрелище тоже не для слабонервных. Конечно, не помочь ей не могли, лечили ожоги барсучьим жиром и выходили. Эх, и умница была - «Санту-Барбару» любила, помните такой сериал? Подходит, помню, к телевизору и смотрит на экран. «Включить»? – спрашиваю ее. Та только головой не кивала, вот все понимала. Усаживалась перед телевизором, а вместе с ней - и еще один наш питомец, тоже любитель этого сериала - серебристый пудель. Полина Ивановна вообще была идеальной женщиной – котят приносила только раз в год, причем, от одного кавалера. Ее уже давно нет с нами, как и пуделя, который был еще и танцором. Знаете, как выплясывал под частушки? Умница!
Зато теперь есть у нас Кикимора, тоже, кстати, прибилась сама, а вот это - Крыса.
Ее появление в доме Прососовых тоже не менее драматично.
Супруг Ольги Николаевны, Сергей Петрович, без которого, конечно, не было бы всего этого питомника, рассказывает:
- Ехал года три назад в Полое, в мороз. Смотрю, посередине дороги возле Питерки шерстяной клубочек, сердце аж замерло. Вышел из машины, точно: примерно двухмесячный котенок лежит на трупике окоченевшего братика и тоже уже замерзает. Что делать? У нас и так котов полный дом, звоню жене.
- Николаевна, - это уже рассказывает Ольга Николаевна, - вот тут котенка выкинули, замерзает… И молчит. Я вздохнула: «Куда деваться? Вези». Привез тощего, облезлого, с совершенно лысым и длинным хвостом – чисто как у крысы. Так мы ее и стали звать Крысой.
- Кры-ы-сь, - позвала она.
Та тут же с готовностью откликнулась хриплым, будто простуженным голосом.
Его она, похоже, и вправду потеряла на мерзлой дороге у Питерки.
- Как только долго отходила, больно вспоминать, - рассказывает Ольга Николаевна. - Месяца три, наверное, восстанавливалась, на улицу вообще боялась выходить, мучилась несварением, а испражнялась, извините за физиологические подробности, одним песком. А ведь животные тоже, как и люди, болеют воспалением, кашляют, сопливятся, и их тоже нужно лечить. Ну, ничего, Крыса поправилась, вон какая красавица.
А вот и Леня пришел, - обрадовалась Ольга Николаевна. - Видите, какой шикарный? Он, можно сказать, наш родной. Зять, муж дочери, привез кошку из мужского монастыря, та была уже в солидном возрасте, но все же принесла троих котят, один выжил, но новоиспеченная мама отказалась его кормить. Дочь звонит: «Мам, возьми котенка, а то и этот погибнет. Жалко ведь, такой красивенький». А у нас как раз была кормящая кошка, она и вырастила Леню. Вот какой красавец вымахал - килограмм семь, наверное, весит!
Вот наша Нюся. Ее, кстати, нам не подкинули, а принесли, зная, что мы не сможем отказать в приюте, больной, пришлось уколы делать, обработать от лишаев и глист. Она у нас самая маленькая, очень привязана к Сергею Петровичу, буквально везде ходит за ним хвостиком.
Коты Прососовых проявляют всякую благодарность к приютившим их хозяевам: стараются быть не назойливыми, межкомнатные двери открывают сами, при этом, конечно, обдирают их, но за это их не ругают. А окно на кухне специально решили не менять на пластиковое, потому что через него все выходят на улицу и тем же путем возвращаются. Дома все вместе редко собираются, а уж если услышат звук открывающегося холодильника – тут же летят пулей. Ловят мышей и иногда приносят добычу домой, складывая перед хозяевами – мол, смотрите, не зря хлеб едим. Один только Леня считает, что охота на мышей не царское дело, зато он - настоящий защитник женской половины, возвращается, как настоящий альфа-самец, весь в боевых ранах. Хозяева понимают, значит, дрался за честь какой-нибудь прекрасной дамы.
Еще один приемыш Прососовых - пес Фафнатий.
- Как-то вышли гулять, смотрим, возле нашего забора сидит трехмесячный щенок, - вспоминает Ольга Николаевна. - Вернулись – он все еще сидит. Взяли фонарик, посветили и ужаснулись – весь в крови, то ли избили, то ли сшибли на дороге, и он доковылял к нам. Как можно было пройти равнодушно мимо этого комочка? Раны я зашила, обработала стрептоцидом – все зажило, и Фафнатий остался у нас сторожевым псом. Ну как сторожевым - особой пользы, правда, не приносит, зато громко лает.
Иногда, говорит Ольга Николаевна, им удается пристраивать подкидышей по знакомым, но это бывает редко. Истиных любителей животных на самом деле очень мало, хотя, судя по фотографиям в соцсетях, все вроде держат кошек, но предпочитают породистых – шотландцев, к примеру, британцев или мейн-кунов, за которых готовы отдать немаленькие деньги, а если котенок не голубых кровей, то куда его? На улицу?
Но смогут ли их всех спасти Прососовы и другие такие же добрые люди?
- Нас, правда, не очень много в Ардатове, но есть, даже на нашей улице живут кошатницы, - говорит Ольга Николаевна.
Одна из них, Оксана, часто звонит ей, если приблудился больной кот, спрашивает, чем и как лечить. Фамилию Оксаны не называем, потому что она боится, что к ней специально станут подбрасывать котов. Конечно, она никого не выгоняет на улицу, всех приютит и обогреет, накормит. Одно время у них обитало аж 12 особей, сейчас меньше.
- А какие умненькие попадаются, - рассказывает она, – один котенок, к примеру, свои дела делал исключительно в раковине, а не на полу, но пришел к нам уже больным, и мы его даже не успели пролечить.
Еще одна кошатница – жительница Ардатова тоже просила не называть фамилию. «Если раньше мы сами подбирали брошенных котят, то теперь их к нашему дому выкидывают регулярно. А нам совесть вот не позволяет их еще к кому-нибудь подкинуть, хотя материальное положение очень скромное. Сейчас у нас живут девять котов и кошек разного возраста. Это и хлопотно, и затратно, поэтому у меня просто крик души ко всем жителям района: «Будьте гуманнее к своим питомцам!»
Прососовы тоже очень отрицательно относятся к такой бессердечности и безответственности ардатовцев.
- Ну, если не любите животных, зачем вообще заводите? - недоумевает Ольга Николаевна. - Если не хотите потомства от них, почему бы не принять своевременные меры? Некоторые говорят, грех это, а выкидывать беззащитных котят с глазками, которые уже все понимают, и обречь их на погибель от холода и голода – не грех? В идеале, конечно, нужно животных стерилизовать, но, во-первых, эта процедура не такая уж дешевая при наших зарплатах и, особенно, пенсиях, а во-вторых, здесь, в районе, такую операцию провести не смогут, а значит, нужно везти в ветклинику в Саранск или куда-то еще. Такой мороки и немалых затрат, понятно, никому не хочется. Но какой-то выход нужно находить. Подкинуть котенка другим таким же пенсионерам – это тоже не вариант. Или думаете, что им сытнее будет около магазинов, хлебозавода и точек общепита, если туда отнесете? Кто-нибудь, может, их и покормит, но таких людей очень мало. Конечно, хочется, чтобы жители нашего района начали это понимать и нести ответственность за тех, кто так зависим от нас. Я уж молюсь святому Власию – покровителю всех животных, чтобы он им помогал, и нам их больше не подкидывали. Пусть все брошенные кошки и собаки в новом году найдут своих добрых и любящих хозяев!».
Л. МАКАРКИНА.
Фото автора.