Найти тему
ДПЭ

Нормативы допустимых выбросов 2021

На своём веку многие участники экологического сообщества уже убедились в том, что нет ничего более изменчивого чем российское законодательство вообще и в области природопользования в частности. Законы, Постановления, Приказы и прочие НПА изменяются почти каждый год (а иногда и не один раз в год), а в начале 2021 года вообще было резкое изменение многих нормативных документов, около 80 документов перестало действовать с 01 января 2021 года «благодаря» Постановлению Правительства РФ № 1496 от 18 сентября 2020 года. Взамен им довольно спешно начали издаваться новые НПА во многих, скажем так, «направлениях» экологической сферы. Про вновь вступившие в силу законодательные акты, касающиеся паспортов отходов , критериев объектов НВОС или экологической отчётности у нас имеются отдельные статьи, сейчас же поговорим про Нормативы допустимых выбросов и что с ними стало после 01 января 2021 года.

Закон о нормативах допустимых выбросов

Про нормативы допустимых выбросов в нашем законодательстве говорят и Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон № 96 «Об охране атмосферного воздуха», но мы сегодня хотим поговорить о Постановлении Правительства России № 2055 от 09 декабря 2020 года. Именно оно на сегодняшний день является последним и наиболее конкретным документом описывающем процедуру разработки и согласования (вы не ошиблись – опять нужно согласовывать) нормативов допустимых выбросов. Действие Постановления началось с 01 января 2021 года, и оно будет действовать до 01 января 2027 года (кстати мы планируем выпустить отдельную статью про этот срок – уж больно много на него завязано).

Изменения в нормативах допустимых выбросов

Итак, что же нового нам принесло уже не раз упомянутое Постановление № 2055. Если быть откровенным, то большая часть его текста посвящена тому, как разрабатывать нормативы допустимых выбросов и согласовывать проект ПДВ (именно ПДВ) объектам 1-й категории НВОС. Но его первая треть всё же относится ко многим предприятиям в нашей стране: в Постановлении ещё раз подтверждает, что нормативы допустимых выбросов (НДВ) разрабатывают объекты 1-й, 2-й и 3-й категории НВОС, а объекты 4-й категории освобождены от их разработки. Однако для объектов 1-й, 2-й и 3-й категории появились интересные нюансы:

1. НДВ для объектов 1-й и 3-й категории НВОС рассчитываются только для веществ 1 и 2 класса опасности (если про 3-ю категорию мы это знали, то добавление 1-й новелла)

2. НДВ для объектов 2-й категории НВОС рассчитываются для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяют меря гос. Регулирования. По всей видимости имеется ввиду Распоряжение Правительства РФ № 1316-р от 08 июля 2015 года. Однако это так же и означается, то если в выбросах имеются вещества, которые отсутствуют в Распоряжении № 1316-р то НДВ рассчитывать не нужно.

3. Для объектов 3-й категории выбросы, указанные в заявке о постановке на учёт объекта НВОС, признаются осуществляемыми в пределах НДВ. Это довольно важное замечание, влияющее на заполнение Декларации о плате за НВОС.

Нужно ли согласовывать нормативы допустимых выбросов

Тут мы подошли ещё к одному интересному новшеству. Для этого перейдём в пункт 10 Постановления № 2055. Там сказано о том, что для, тех получает КЭР нормативы устанавливают автоматически в самом КЭР, для тех, кто делает декларацию о воздействии на ОС (ДВОС) нормативы будут приложением к ДВОС, а для объектов 3-й категории НВОС нормативы утверждаются «хозяйствующим субъектом», т.е. руководителем самой организации. Однако появилось существенное дополнение: «НДВ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным нормам», т.е. утверждать-то предприятие может и само, но перед этим обязательно получи Сан-Эпид на нормативы. Как мы знаем «санитарно-эпидемиологическое заключение» (на что угодно) выдаёт Роспотребнадзор, а зачастую перед этим он ещё требует провести экспертизу ФБУЗ, что в свою очередь влечёт дополнительные расходы, т.к. проведение экспертизы — это платная услуга. Будут ли требовать Роспотребнадзор экспертизу в обязательном для НДВ пока не известно, но для них соблазн очень велик, поэтому никто не будет удивлён этому требованию.

Пожалуй, это главные особенности Постановления, об остальных каждый при желании может прочитать сам.

Благодарим всех за внимание и до новых встреч.